Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 02:54, курсовая работа
Планирование это логика, методы и принципы разработки планов. Планирование подразумевает под собой формирование комплекса мероприятий, показывающих тактику достижения конкретных целей и задач организации при эффективном использовании её ресурсов.
Планирование как технологический процесс включает в себя обоснование:
- принципов функционирования организации;
- способов достижения задач организации;
- миссии организации;
- последовательность действий по развитию организации;
- планирования показателей эффективности и т.п.
Введение 5
1. Теоретическая часть 7
1.1 Сущность и задачи планирования 7
1. 2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь 10
1. 3 Принципы и методы планирования 15
1.4 Технология планирования: этапы и последовательность 18
2. Практическая часть 23
2.1 Общая характеристика ОАО «Уральский завод химических
реактивов» 23
2.2 Характеристика ОАО «Уральский завод химических реактивов»
как объекта производственного менеджмента 26
2.3 Современные подходы к планированию химического
производства на примере ОАО «Уральский завод химических реактивов» 28
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
2.3 Современные подходы к планированию химического
производства на примере ОАО «Уральский завод химических реактивов» 28
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
Планирование это логика, методы и принципы разработки планов. Планирование подразумевает под собой формирование комплекса мероприятий, показывающих тактику достижения конкретных целей и задач организации при эффективном использовании её ресурсов.
Планирование как технологический процесс включает в себя обоснование:
- принципов функционирования орг
- способов достижения задач организации;
- миссии организации;
- последовательность действий по развитию организации;
- планирования показателей эффективности и т.п.
Планирование как подсистема управления разрабатывает показатели последующего развития объекта планирования, утверждает методы и способы их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.
План – это результат планирования. План представляет собой документ, в котором при помощи экономических показателей утверждается необходимый уровень развития организации, его финансовое и материальное положение, а также результативность хозяйственной деятельности.
План как модель развития и состояния организации выражена качественными и количественными параметрами ее деятельности и методами их достижения.
Объектом планирования являются конкретные организации, их объединения, филиалы, регионы, отрасли, межотраслевые образования, государственные структуры.
Субъектом планирования считаются структурные подразделения и организации или другие юридические, физические лица, занимающиеся разработкой и утверждением планов.
Тема курсовой работы «Современные подходы к планированию химического производства» актуальна, потому что сущность планирования строится:
- на научном обосновании экономических целей организации и форм хозяйственной деятельности;
- на выборе оптимальных методов их осуществления на основе наиболее точного выявления необходимых рынку объемов, видов и сроков выпуска товаров;
- на выполнении работ по определению таких показателей производства, которые при использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению высоких количественных и качественных результатов.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики строится:
- на научном обосновании экономических целей организации и форм хозяйственной деятельности;
- на выборе оптимальных методов их осуществления на основе наиболее точного выявления необходимых рынку объемов, видов и сроков выпуска товаров;
- на выполнении работ по определению таких показателей производства, которые при использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению высоких количественных и качественных результатов.
В настоящее время в России главной целью планирования, для большинства организаций, является получение максимальной прибыли. При помощи планирования руководство организаций направляет трудовую деятельность работников, на достижение поставленных целей и задач.
Рыночное планирование служит для организации основой производственного менеджмента, маркетинга. Планирование изучает методы, приемы и формы урегулирования рыночного механизма при использовании ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности организации.
План – это документ, отражающий систему решений, направленных на получение необходимого результата.
План проходит такие этапы, как:
- определение задач и целей планирования
- нахождение средств и путей реализации плана, ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач
- организация выполнения
- контроль.
Важная основная функция управления производством - планирование производственной деятельности организации. К плановой деятельности предприятий относятся все функции управления, которые в свою очередь служат их основой.
К функциям управления относятся:
- определение цели
- мотивация плановой деятельности
- проектирование стратегии
- организация работы
- формирование операций
- контроль
- оценка результата и другие
В процессе планирования развития организации ее управленческие, социальные и экономические функции обязаны быть тесно связанными с хозяйственной деятельностью организации. Также они должны в достаточном объеме обозначаться в ее долгосрочных и краткосрочных планах.
Основой управления производством и организации планирования на предприятии является рыночное планирование, которое также служит нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.
Планирование химического производства – это взаимозависимая научная и производственная деятельность людей. Предметом изучения данной деятельности являются рыночные отношения между капиталом и трудом, которые происходят в процессе изготовления, распределения и использования материальных и нематериальных ресурсов.
В настоящее время на российских предприятиях функции планирования подразумевают предмет плановой деятельности, но также в первую очередь объект этого планирования.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Методология планирования в организациях основывается на теоретических выводах, общих закономерностях, научных принципах, экономических положениях, современных требованиях рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Технология разработки плана по социально-экономическому развитию для каждой организации является трудоемким и сложным видом деятельности. Именно поэтому план должен претворяться в жизнь согласно принятой технологии.
Технология планирования отвечает за общепризнанный порядок, соблюдение оговоренных сроков, требуемое содержание, необходимую последовательность действий по составлению плана и учет его показателей. Также технология регулирует взаимодействие подразделений предприятия, в том числе планового отдела и их совместную деятельность. [9, с. 145]
Методика, методология и технология планирования в организациях наиболее полно отражают предмет планирования.
Проекты планов, которые носят различные названия: заказ-наряд, комплексный план, бизнес-план и т.д., служат в организациях общим предметом плановой деятельности.
Рассмотрим основные задачи процесса планирования:
- определение состава плановых проблем и вопросов, прогноз возможных опасностей, рассмотрение перспективы развития организации;
- формирование целей и задач, а также стратегия планирования, которые должна осуществить организация в последующем периоде;
- подбор и утверждение необходимых средств для достижения поставленных задач;
- планирование потребности в ресурсах, необходимых для приближения к желаемым целям, расчет объемов ресурсов и сроков их поступления;
- внедрение спроектированных планов и контроль над их выполнением.
Теория планирования основывается на предположении, что каждая организация или предприятие всегда стремится к увеличению получаемой прибыли путем выбора выпускаемой продукции, найма необходимой для производства рабочей силы, закупки требуемых ресурсов.
При рассмотрении экономического поведения потребителей и производителей товаров, можно увидеть два взаимозависимых метода научных исследований: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный метод опирается на формирование экономических принципов и теорий, при помощи сбора и анализа фактов. Дедуктивный метод основывается на создании новых экономических положений, основ, принципов при помощи формирования теорий, которые впоследствии подтверждается либо опровергается согласно фактам. Дедуктивный метод также называют гипотетическим.
В рыночном планировании индукция и дедукция не противоборствующие, а взаимодополняющие способы экономических исследований, которые считаются ориентиром при сборе и систематизации экспериментальных данных.
Можно сделать вывод, что научные способы исследований, такие как синтез и анализ, служат для организаций фундаментом планирования перспективного развития.
Плановая научная и производственная деятельность в организациях непосредственно связана с экономическими действиями и целями и безусловно с многими учебными дисциплинами в подготовке менеджеров и экономистов. Например, маркетинг, организация производства, бухгалтерский учет, экономика предприятия, менеджмент, управление затратами, нормирование труда и другие.
Результат планирования – это прогнозируемый экономический эффект, устанавливающий уровень достижения установленных плановых показателей. Сравнение предполагаемого и фактического эффекта считается основанием для оценки окончательных результатов. [7, с.89]
В хозяйственной практике российских компаний можно выделить два основных вида рыночного планирования: технико-экономическое планирование и оперативно-производственное планирование.
Технико-экономическое планирование основывается на исследовании системы показателей развития технической и экономической сторон предприятия в их единстве и взаимосвязанности по месту и времени действия. В процессе данной стадии планирования определяются наиболее приемлемые объемы производства с учетом взаимодействия спроса и предложения на продукцию данного предприятия, выбираются требуемые производственные ресурсы и принимаются рациональные нормы их использования, рассчитываются финансово-экономические показатели и т.п. [4, с. 122]
Оперативно-производственное планирование считается следствием технико-экономического и представляет собой его дальнейшее формирование и завершение. На этом этапе определяются текущие производственные задачи рабочим местам, участкам и цехам, осуществляются всевозможные организационно-управленческие действия с целью управления процессом производства.