Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель исследования: изучение принципов управления консалтинговой деятельностью, изучение практики использования методов консультирования и привлечения независимых консультантов в системе менеджмента.
Задачи исследования:
Изучение теоретических источников по теме исследования.
Анализ практики использования методов консультирования в практике управления.
Разработка конкретных рекомендаций по проведению консалтинга.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления консалтинговой деятельностью 5
1.1 Сущность и эволюция управленческого консультирования 5
1.2 Принципы управления консалтинговой деятельностью 10
1.3 Организационный потенциал и характеристики консультационной
деятельности 17
2. Анализ управленческого консультирования в
ОАО «КуйбышевАзот» 24
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ практики использования независимого консультирования в
системе управления предприятием 25
3.Рекомендации по повышению эффективности проведения
управленческого консультирования в ОАО «КуйбышевАзот» 28
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 41
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты
управления консалтинговой
1.1 Сущность и эволюция
управленческого
1.2 Принципы управления
консалтинговой деятельностью
1.3 Организационный потенциал и характеристики консультационной
деятельности 17
2.2 Анализ практики использования независимого консультирования в
системе управления предприятием 25
Введение
Для эффективного функционирования хозяйственного механизма в рыночной экономике, особенно на этапе ее становления, важное значение приобретают переоценка многих практических установок отечественного менеджмента и перестройка существующей системы управления. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию инфраструктуры, центральное место в которой должно занять управленческое консультирование.
В условиях рыночной экономики происходит принципиальное изменение стратегии и тактики управления отдельным предприятием (связанное с отделением хозяйственной деятельности от государственной). Процедуры отделения хозяйственной деятельности от государственной, зафиксированные в пакете законов о государственном предприятии, о приватизации, о предпринимательской деятельности, предусматривают формирование нового хозяйственного механизма, базирующегося на многообразии форм собственности, децентрализации управления, предоставления реальной самостоятельности трудовым коллективам. Это, в свою очередь, способствует появлению группы потребностей, а далее - проблем, наиболее полно разрешаемых уже в рамках собственной долгосрочной стратегии развития предприятия. Практика, однако, показала, что к такому повороту мало кто из современных руководителей готов, ибо это требует более высокого уровня профессионализма, основательной перестройки психологии как руководителей, так и всех членов коллектива.
В сложных российских условиях соединение научных наработок с реальной управленческой деятельностью становится настоятельной необходимостью. Именно потребностью практики управления в профессиональном консультанте, который хорошо знаком, как с производством, так и с наукой управления и призван соединить науку и практику посредством управленческого консультирования, и определяется актуальность исследования.
Цель исследования: изучение принципов управления консалтинговой деятельностью, изучение практики использования методов консультирования и привлечения независимых консультантов в системе менеджмента.
Задачи исследования:
Объект исследования – ОАО «КуйбышевАзот».
Предмет исследования – принципы управления консалтинговой деятельностью.
1. Теоретические аспекты
1.1 Сущность и эволюция управленческого консультирования
Исходная установка опоры на собственные силы в нашей стране, на опыт социалистического строительства привела к тому, что общность закономерностей развития производительных сил в разных общественно-экономических формациях, особенно в условиях НТР, не учитывалась. Новые прогрессивные явления в менеджменте экономики развитых стран, порождаемые объективными требованиями общественного производства, не учитывались, не изучались и не принимались в народном хозяйстве.
Ситуация в обществе в последнее время существенно изменилась и мировой опыт менеджмента, пока правда больше теоретически, осваивается достаточно активно. Другое дело, что практика хозяйствования в условиях экономического спада не стимулирует развития предприятий и, тем более, освоения каких-либо нововведений. Однако уже этап рублевой приватизации свидетельствует о том, что появившиеся собственники пытаются изменить, ситуацию и привлекают специалистов-консультантов для решения проблем предприятия.
Становление управленческий консалтинг как особого рода деятельности за рубежом приходится на норные годы нашего века. Новые технологии, процессы кооперирования и специализации, усиление конкуренции - все это обусловило появление проблем, связанных с перестройкой системы управления, усложнением управленческих задач. Особенно активно управленческий консалтинг развивается в 40-50 годы 20 века в США в связи с необходимостью совершенствования производства. В Западной Европе консультационная деятельность получила распространение к концу 60-х годов 20 века. Примерно в это же время появляются консультационные фирмы в Англии, Японии. Консультационная деятельность проникает в Австралию, страны Ближнего Востока, Африки. Консультирование получило столь широкое распространение, что в США в 70-е годы 20 века на каждые 100 управляющих в промышленности приходится 1 консультант [4; c. 88].
Уже в 80-е годы 20 века рост числа консультантов привел к появлению термина «консулътантовооруженность», который определялся отношением числа консультантов к общему числу жителей страны.
Эволюция этого вида деятельности в зарубежных странах свидетельствует о переходе от «консультации» к «консультированию», от позиции «советчика» к позиции «участника процесса освоения новации». Центр тяжести, по мнению специалистов зарубежных стран, смещается от простой трансляции опыта передовых компаний к сосредоточению усилий консультантов на процессе практического освоения нововведений. Однако данная постановка вопроса несовершенна, ибо зачастую именно на стадии рождения и развития новации можно предусмотреть возможности преодоления элементов торможения, которые проявляются в дальнейшем. Поэтому более эффективным представляется такой подход, когда управленческий консалтинг охватывает все стадии инновационного процесса [6; c. 118].
Для консультационных фирм характерен повсеместный переход к «бригадному» методу работы, который сделал их услуги более качественными, но и более дорогими и недосягаемыми для мелких и большинства средних компаний, поскольку с увеличением числа консультантов возрастает размер счета, предъявляемого клиентам. Однако переход к «бригадному» методу в связи с усложнением хозяйственной деятельности вполне естественен. Это обеспечивает и повышение качества услуг, и широту охвата решаемых проблем при сокращении времени консультирования. Процесс этот, несомненно, будет развиваться и в дальнейшем, в соответствии с усложнением форм хозяйствования, обусловливая многообразие консультационной деятельности.
Ориентация на освоение вынудила консультационные фирмы пересмотреть стратегию работ по организационному проектированию. Если раньше цикл консультирования был четко обозначен в виде этапов: обследование и сбор данных, разработка оргпроекта, согласование оргпроекта с клиентной организацией, обучение и осуществление необходимых изменений, то в новой ситуации выбирают иной путь — краткое организационное обследование и разработка общих контуров новой схемы управления клиентной организацией и одновременное внедрение предложенных изменений по обозначенным направлениям. В зависимости от того, как складывались взаимоотношения между консультационной фирмой и клиентной организацией, сформировалась схема эволюционирования управленческого консалтинга (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Эволюция взаимоотношений «Консультант-Клиент» в процессе управленческого консультирования
ЭТАП УК |
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «КОНСУЛЬТАНТ-КЛИЕНТ» |
1 |
Предлагаемый товар - консультации (советы). Практически отсутствуют контакты Консультанта с Клиентом. Выбор консультационных услуг ограничен |
По принципу «вопрос-ответ» или «ты мне совет, а уж далее я сам» |
2 |
Предлагаемый товар - консультирование (соучастие). Развиваются контакты Консультанта и Клиента. Придается значение этапу освоения нововведений |
Клиент осознает эффективность услуг Консультанта. Меняется и разнообразится содержание услуг Консультанта |
3 |
Углубляются контакты Консультанта и Клиента. Происходит удорожание консультационных услуг. Расширяется «бригадное» консультирование. Разнообразятся формы управленческого консультирования |
Клиент начинает выбирать Консультанта из-за удорожания стоимости, разнообразия форм управленческого консультирования. Усложняется процесс управленческого консультирования |
4 |
Изменяется «философия» управле |
Усиливается воздействие Клиента на Консультанта. Клиент участвует в освоении услуги Консультанта |
5 |
Сокращается время всех этапов управленческого консультирования. Параллельно диагностике идет освоение нововведения |
Процессы взаимодействия Консультанта и Клиента становятся более динамичными |
Содержание таблицы сводится, в конечном счете, к тому, что повышение эффективности работы клиентской организации - единственный критерий успеха, к которому приводит высокий профессионализм консультанта. Эволюция взаимоотношений «консультант-клиент» в процессе управленческого консультирования экономически развитых стран представляет практический интерес для развивающейся консультационной деятельности в России. Однако для эффективного развития управленческого консультирования этого недостаточно, так как необходимо также учитывать тот факт, что системы управления и организационные структуры в значительной степени детерминированы социально-экономическими и социокультурными условиями конкретной страны. Так, например, американская и японская управленческие структуры различаются уровнем специализация и детализации индивидуальных функций. В США, например, этот уровень намного выше, чем в Японии. Поэтому очевидно, что специфика управленческих структур в развитых странах выдвигает задачу тщательного анализа форм и методов управленческого консультирования с позиции возможного использования их в конкретной стране.
Выбор перспективного направления совершенствования процесса управления производством на конкретном предприятии сам по себе еще не гарантирует успеха в этом деле [8; c. 71].
Задача консультантов - научить руководителя методам, приемам эффективного и рационального управления, помочь выработать свои, оригинальные методы, с помощью которых он сможет самостоятельно решать свои проблемы. Поэтому задача обучения требует от консультанта высокой степени профессионализма в первую очередь.
Консультационная деятельность включает в себя диагностику клиентной организации, обучение руководителей и специалистов, а также практическое освоение инноваций. Единый процесс рационализации управления, осуществляемый консультантом, таким образом, распадается на три взаимосвязанных части. В этом случае у консультанта появляется возможность комбинирования этими частями и дополнениями полученных комбинаций другими аспектами управленческой науки. Содержательно суть понятий управленческого консультирования, в этой связи, различными авторами в специальной литературе толкуется достаточно широко. Анализ некоторых из них позволяет выделить важнейшие или фундаментальные характеристики управленческого консультирования (табл. 1.2).
В большинстве формулировок, приведенных в табл. 1.2, выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик специалистов по управленческому консультированию. Формулировка 3 указывает на независимость консультантов и групп консультантов, а это еще раз свидетельствует о профессионализме консультантов. Трудно согласиться с присутствием в некоторых формулировках понятия «внедрять» достижения науки в практику хозяйствования, что означало бы не всегда эффективные силовые приемы организации нововведений.
Таблица 1.2 - Определение понятий управленческого консультирования в литературных источниках
№ п/п |
Формулировки |
Источник информации |
1 |
«...определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения» |
Основные положения программы.- |
2 |
«...разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях» |
Рапопорт В.Ш. Диагностика управленца, практический опыт и рекомендации. - М., 2008. - С. 5. |
3 |
«...услуги, оказываемые независимыми
и профессионально |
Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. - М., 2008. - С. 1. |
4 |
«...услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем» |
Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск, 2008. - С.13. |
Для профессиональной консультационной деятельности больше подходит понятие «осваивать», под которым подразумевается, в первую очередь, инициатива и желание первого руководителя и коллектива поправить, изменить свою деятельность самостоятельно. Вряд ли можно соглашаться с утверждением, что управленческое консультирование есть «... разновидность экспертной помощи…» (п. 2). Скорее экспертная помощь основывается на суждениях специалистов, является частью консультационного процесса, то есть управленческое консультирование по своему объему гораздо более широкое и глубокое понятие, чем то, что дано в этом определении. В этой же формулировке Рапопорта В.Ш. очень верно отмечены «изменяющиеся внешние и внутренние условия», в которых приходится работать консультанту.
Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону процесса управленческого консультирования. Поэтому симбиоз формулировок управленческого консультирования как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение: управленческое консультирование представляет собой метод освоения научных разработок, достижений зарубежного и отечественного опыта хозяйствования в организации заказчика при содействии профессиональных консультантов в условиях внутреннего и внешнего дискомфорта, исторически обособившийся в вид профессиональной деятельности.
Информация о работе Принципы управления консалтинговой деятельностью