Принятие управленческих решений в организации и пути повышения их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методов принятия управ-ленческих решений, процесса, процедуры, оценка эффективности их принятия, и разработка предложений для повышения эффективности их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менед¬жеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих реше¬ний, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкрет¬ного предприятия – РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной тех¬нике».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………….5
Сущность управленческих решений, требования, предъявляемые к ним...5
Классификация, процесс, методы, принятия управленческих решений…..7
Зарубежный опыт участия менеджера в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………….14
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………..19
Организационно-экономическая характеристика предприятия………….19
Порядок разработки и принятия управленческих решений в организации, контроль за их выполнением………………………………………………………24
Анализ качества управленческих решений в организации, принимаемых в организации…………………...…………………………………………………….30
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………….…..32
Оценка эффективности принимаемых управленческих решений…………..32
Резервы и пути повышения эффективности процесса принятия управленческих решений в организации……………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

БЕЛКООПСОЮЗ

 

 

Учреждение  образования

«Белорусский  торгово-экономический университет 

потребительской кооперации»

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по курсу «Менеджмент»

 

на  тему: «Принятие управленческих решений  в организации и пути повышения их эффективности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………….5
    1. Сущность управленческих решений, требования, предъявляемые к ним...5
    2. Классификация, процесс, методы, принятия управленческих решений…..7
    3. Зарубежный опыт участия менеджера в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………….14
  2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………..19
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….19
    2. Порядок разработки и принятия управленческих решений в организации, контроль за их выполнением………………………………………………………24
    3. Анализ качества управленческих решений в организации, принимаемых в организации…………………...…………………………………………………….30
  3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………….…..32
    1. Оценка эффективности принимаемых управленческих решений…………..32
    2. Резервы и пути повышения эффективности процесса принятия управленческих решений в организации……………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...42

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Методы принятия управленческих решений» - одна из актуальных тем в теории управления.

В современной  литературе можно встретить несколько  подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, ссылаясь на коллектив авторов под руководством М.Х. Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию.

Управление  появилось вместе с людьми. Там  где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации  их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем[1, с. 44].

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Образовывались крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

Менеджером  можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные  решения или реализует их через  других людей. Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Целью данной работы является рассмотрение методов принятия управленческих решений, процесса, процедуры, оценка эффективности их принятия, и разработка предложений для повышения эффективности их принятия.

Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных  подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике».

Курсовая работа выполнена на материалах предприятия РКУП «ГСКБ».

 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Сущность управленческих решений,

требования, предъявляемые к ним

 

Следует помнить, что почти все каждодневные решения  мы принимаем подсознательно (без продумывания), другие решения, например, куда отправиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания отдельным решениям [2, с. 98]. Например, некоторые люди терзаются неделями по поводу покупки пары туфель и действуют импульсивно, приобретая автомобиль, стоимостью 15 тыс. долларов.

Однако в  управлении принятие решений - более  систематизированный процесс, чем  в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается в основном на жизни  его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и для других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее, управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и возможно каждого в организации. Один менеджер может штрафовать работника за малейшую провинность, штрафовать тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижения активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некоторые управленческие решения буквально меняют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию.

Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках [3, с. 113]. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Можно выделить следующие требования, предъявляемые  к управленческим решениям.

1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать  достижение определенной цели.

2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно  отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации.

3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия. Невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. Поэтому важно иметь в виду не оперативную, а стратегическую эффективность принимаемого решения.

Именно умение принимать решения, видя их недостатки, но, не позволяя им парализовывать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем, бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения. В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу.

4. Своевременность.  Это означает, что с момента  возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.

5. Соответствие  полномочиям лиц, принимающим решения (ЛПР), что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. С одной стороны, превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных.

6. Непротиворечивость и согласованность с принципами менеджмента и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения.

7. Экономичность  и эффективность. Требование эффективности  заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных издержках, что делает решение экономичным.

 

    1. Классификация, процесс, методы, принятия управленческих решений

 

Классификация управленческих решений, принимаемых  в организации, может проводиться по различным критериям.

1. По содержанию  выделяют социальные, экономические,  организационные, технические, технологические и другие решения.

2. По важности  и длительности действия выделяют  решения:

  • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются с учетом развития внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия и решение перспективных задач;
  • тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превыша, процесс, методы, принятия ют одного года;
  • оперативные, связанные с достижением текущих целей.

3. По степени  охвата объекта управления, относительно  которого принимается решение, выделяют:

  • общие, охватывающие весь объект,
  • частные, охватывающие некоторые стороны деятельности объекта (например, сбыт продукции на предприятии),
  • локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника).

4. По степени  определенности используемой информации, решения подразделяются на:

  • решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решения;
  • решения, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях задана в вероятностных показателях;
  • решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда используемая информация вообще не имеет численного выражения или эта информация противоречива.

5. По степени  уникальности выделяют решения:

  • рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно;
  • периодические, принимаемые руководителем с определенной частотой;
  • уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике.

Здесь важно  подчеркнуть, что уникальность решения  субъективна. Ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной для другого может быть рутинной.

Информация о работе Принятие управленческих решений в организации и пути повышения их эффективности