Теоретические основы мотивации как функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы можно определить разработку предложений по развитию системы мотивации в ООО Санаторий «Изовела» г. Апатиты.
Исходя из цели, перед работой поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общие понятия мотивации, системы мотивации, теории мотивации.
Изучить влияние системы мотивации персонала на эффективность деятельности организации в целом.
Проанализировать деятельность и состояние организации санаторий «Изовела».
Изучить состояние системы мотивации в санатории и предложить направления развития системы мотивации для санатория.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация и ее роль в управлениии персоналом Излвела санаторий.DOC

— 370.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение

Мотивация труда — это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Стимулирование — основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм. Главные рычаги мотивации — стимулы и мотивы.1

Всё вышесказанное говорит об актуальности и необходимости изучения выбранной темы.

Целью работы можно определить разработку предложений по развитию системы мотивации в ООО Санаторий «Изовела» г. Апатиты.

Исходя из цели, перед работой поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общие понятия мотивации, системы мотивации, теории мотивации.
  2. Изучить влияние системы мотивации персонала на эффективность деятельности организации в целом.
  3. Проанализировать деятельность и состояние организации санаторий «Изовела».
  4. Изучить состояние системы мотивации в санатории и предложить направления развития системы мотивации для санатория.

 

Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции управления

1.1. Общее понятие  и особенности мотивации

 

Существуют следующие основополагающие определения мотивации.

Мотивация труда  – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 Мотивация – это процесс  стимулирования самого себя и  других на деятельность, направленную  на достижение индивидуальных  и общих целей организации.2

Все эти определения показывает взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, мотивы и стимулы.

Попробуем внести ясность в первую очередь по различию “стимула” и “мотива”. Существуют следующие основные определения стимула:

Стимул   (лат. stimulus - стрекало, погонялка)  – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина. 3

Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).4

Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Во-вторых, стимулу свойственна способность “раздражать” органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне.

Теперь о “мотиве”. Мотив, по убеждению профессора Виханского О.С., – внутри человека.5 Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета.

Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности Леонтьев А.Н. лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предметом  есть акт ... опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень, то есть в мотив. 6

Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри.

Таким образом, стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.).

Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности).

Или, мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Поэтому, как ни парадоксально, но не совсем корректно говорить о мотивации человека, персонала и т.п. со стороны руководства организации. Можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п.

Далее рассмотрим роль потребностей в мотивации.

Потребность является важнейшим фактором мотивации. Потребность — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (нужда), принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Схема мотивации через потребности

Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры людей — это соединение самых различных черт и что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.

Далее представлена матрица потребностей в таблице.

Таблица 1

Матрица потребностей

 

Признак потребности

Характеристика признака

1.

Место в иерархии потребностей

    1. Первичные (низшие)
      1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)
      2. Безопасность, защищенность
    2. Высшие
      1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признания)
      2. Духовные потребности
      3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2.

Что влияет на потребность

2.1. Национальность

2.2. История

2.3. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3.

Историческое место потребности

3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4.

Уровень удовлетворения потребностей

4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5.

Степень сопряженности потребности

5.1. Слабо сопряженные с другими  потребностями

5.2. Сопряженные

5.3. Сильно сопряженные

6.

Масштаб распространения

6.1. Географический: всеобщий, региональный

6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной  общности, внутри социальной группы и т.п.

7.

Частота удовлетворения

7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8.

Природа возникновения

8.1. Основные

8.2. Вторичные 

8.3. Косвенные

9.

Применяемость потребности

9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях


 

Продолжение таблицы 1  

10.

Комплектность удовлетворения

10.1. Удовлетворяется одним предметом, явлением

10.2. Удовлетворяется несколькими  предметами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми  предметами, явлениями

11.

Отношение общества

11.1. Отрицательное

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12.

Степень эластичности от дохода и возраста

12.1. Слабоэластичные (физиологические  потребности)

12.2. Эластичные (высшие потребности)

12.3.Высокоэластичные 

13.

Способ удовлетворения

13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный


 

Данная матрица содержит обобщенные данные о признаках, раскрывающих человеческие потребности с различных точек зрения, с позиций различных взглядов и концепций. 7

1.2. Теории мотивации, их особенности и виды

 

Существуют различные теории мотивации, которые условно можно подразделить на две группы: содержательные и процессуальные.

Рассмотрим сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации.

1) Содержательные теории мотивации.

Первая такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским социологом, одним из основателей индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970). Рассмотрим основные теории.

1. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей», рисунок 3.

 

Рисунок 3. Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу

В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)
  2. Потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности).
  3. Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности).
  4. Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности).
  5. Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремиться к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков.

Физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности или метапотребности.

Информация о работе Теоретические основы мотивации как функции управления