Формирование группового предмета в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении группового поведения в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие группы, раскрыть потенциал группы и его результативность;
- дать общую характеристику предприятия ООО «Мелета», провести анализ психологического климата на предприятии;
- разработать рекомендации по улучшению эффективности трудового коллектива организации.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В результате увеличения изменений условий  производства: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных  кадров, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на экономику в настоящее время требуются новые подходы к управлению организаций.

     Управление  организацией это, прежде всего, управление людьми. Именно искусство управления поведением людей становится в современном обществе решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития. Также изучение управления человеческими ресурсами и использование результатов исследований становится одним из путей усовершенствования государственной системы. По своим свойствам человеческий ресурс существенно отличается от любых других используемых организациями ресурсов, и, следовательно, требует особых методов управления. Поэтому научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента.

     Актуальность  темы обусловлена необходимостью постоянного  изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели группового поведения в организации.

     Цель  работы состоит в изучении группового поведения в организации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - рассмотреть понятие группы, раскрыть потенциал группы и его результативность;

     - дать общую характеристику предприятия ООО «Мелета», провести анализ психологического климата на предприятии;

     - разработать рекомендации по улучшению эффективности трудового коллектива организации.

     Разработанность темы курсовой работы прослеживается в работах зарубежных авторов, таких  как Джеймс Л. Гибсон, К. Дэвис, В. Зигерт, Д. Иванцевич, В. Мёде Джон В. Ньюстром и др., а также в работах отечественных авторов: Карташовой В.Л., Никонов Т.В., Томилова В., Травина В., Уткина Э.А. и др.

     Предмет исследования – система отношений  в части формирования группового поведения в организации.

     Объектом  исследования является групповое поведение в ООО «Мелета».

     Практическая  значимость. Исследование данной проблемы может быть использована в службах  занятости, на курсах повышения квалификации менеджеров по управлению персоналом. 
 

 

    Глава 1 . Формирование группового поведения в организации 

     1.1 Понятие группы

     Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью  их совместной деятельности. Человек  выполняет свои трудовые обязанности  во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

     Однако  для достижения эффективных результатов  совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.

     Участвуя  в работе группы, человек может  существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.

     Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого [2, 73].

     Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

     Группы  могут классифицироваться по ряду признаков. Среди множества видов групп  наибольший интерес вызывают неформальные группы. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и использовать потенциальные  преимущества неформальных групп, менеджмент должен признать их существование, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению их неформальных лидеров.

     В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки  зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Их создание и деятельность принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций. 

     1.2 Формирование группы  и ее основные  характеристики

     В литературе имеется несколько моделей  формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла  называются по-разному.

     В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

     Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и  принимают друг друга, формируют  задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

     Идентификация связана с формированием чувства  принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном – как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом – как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом – как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

     Интеграция  знаменует собой этап, когда уже  завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

     Интеграция  приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

     Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки: четко обозначены цели; достигнута совместимость индивидов в группе; лидер группы доказал на практике право на лидерство; группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи; размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его; люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи; конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

     Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

     Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые  его сопровождают, можно выделить следующие стадии: адаптация, идентификация, интеграция, распад.

     При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

     В жизни все сложнее. Бывает, что  процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

     Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением.  

     1.3 Потенциал группы  и его результативность

     На  формирование потенциала группы оказывают  влияние все ее основные характеристики. Но особое место среди них занимают групповые нормы. Они являются стержнем всех процессов групповой динамики и напрямую связаны с результативностью потенциала, как самой группы, так и каждого ее члена и всей организации.

     Исследования, проведенные примерно в одно и  то же время В.М. Бехтеревым в России и Э. Мейо в США, позволили им прийти к одинаковым выводам. Оказывается, человеку легче работать, если группа, членом которой он является, поддерживает его и ждет от него высоких результатов. В том случае продуктивность группы значительно возрастает за счет повышения индивидуальной производительности. Более того, групповая норма производительности может увеличиться в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

     Э. Мейо объяснил этот феномен тем, что  нормы способствуют созданию атмосферы, которая не только определяет поведение  каждого, кто считает группу «своей», но и усиливает проявление так называемого синергетического эффекта, когда общая результативность в коллективе складывается по формуле либо 2+2 = 5, либо 2+2 = 3.

     Положительный или отрицательный характер воздействия  этой неформальной структуры на результативность зависит от целого ряда факторов. Ю.Д. Красовский делит их на две группы: основные и переменные. Мы будем их называть качественными и количественными.

     К качественным относятся: профессиональная сработанность группы, показателями являются взаимозаменяемость, взаимодополняемость и взаимоответственность; морально-психологическая сплоченность, проявляющаяся в нормах взаимопомощи и взаимоподдержки; стиль лидера.

     В группу количественных факторов Ю.Д. Красовский включает: групповой уровень притязаний, то есть настроенность работников на достижение промежуточных и конечных результатов; квалификационный потенциал, достаточный для реализации итоговых и внеплановых показателей; требования к конечному результату, который определяет групповую работу; открытость оценок работы группы со стороны руководителя, особенно в ситуациях межгруппового соперничества; половозрастной состав; внутригрупповые межличностные коммуникации; время существования группы; групповую норму производительности.

     Каждый  из перечисленных факторов по-своему проявляется при воздействии неформальной структуры межличностных отношений на результативность группы в зависимости от своей позитивной или негативной направленности. При этом фактором, который организует, фокусирует воздействие всех составляющих, является групповая норма. Это подтверждают исследования Ф. Бородина и Н. Корняка, которые были ими проведены на основе многочисленных ситуаций.

     Итак, из выше сказанного можно сделать  вывод:

     В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления.

     Члены группы играют в организации определенные роли: формальную и неформальную. При  этом большинство людей может играть несколько неформальных ролей. Это обусловливает сложность индивидуального поведения.

     Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей.

 

      Глава 2. Эффективность  трудового коллектива ООО «Мелета» 

Информация о работе Формирование группового предмета в организации