Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, изучение особенностей формирования инфраструктуры лизингового рынка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоритические основы формирования функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;
Оценить развитие лизингового рынка Российской Федерации;
Изучить основные формы лизинга, а также методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в Российской Федерации;
Охарактеризовать заключение лизинговых сделок в компаниях, а также дать характеристику потребителей лизинговых услуг;
Рассмотреть организацию расчетов по лизинговым сделкам;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ком деят.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

В мировой практике лизингу  принадлежит заметное место среди  финансовых инструментов. Он используется как дополнительная схема продаж, как обоюдовыгодный экономический механизм, направленный на инвестирование в обновление основных фондов предприятия, как удобный элемент стратегического планирования развития компаний.

Лизинг в России за последние  несколько лет стал не только одним  из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, привлечения  инвестиций, внедрения новых технологий. Лизинг становится основой новых  эффективных технологий ведения  бизнеса.

Для российского производства это более чем актуально. Износ производственных фондов в среднем составляет около 60% (а по некоторым отраслям более 80%), также они еще устарели и морально, поддерживают устаревшие технологии, их эксплуатация неэффективна. Для экономического подъема необходимы обновление фондов, инвестиции. Собственных средств компаний не достаточно, а ожидать масштабных внешних инвестиций в традиционных формах пока не приходится. Участие в капитале ограничено в силу крайне низкой капитализации большинства компаний. Заемные средства слишком дороги из-за высоких рисков. Лизинг же минимизирует риск кредиторов. Лизинг ориентирован на обновление оборудования, технологий - именно на то, что обеспечивает качественный прорыв в бизнесе.

Развитие лизинговых отношений  в России происходит в условиях медленного и неравномерного роста деловой активности. Кроме того, ситуация усугубляется неустойчивым финансовым положением большинства российских предприятий, а также неупорядоченностью законодательной базы, отсутствием реальных таможенных и налоговых льгот для лизинга. Поэтому очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций, несомненно, будут способствовать активному развитию лизинга в России, особенно принимая во внимание общее старение основных фондов и острую необходимость в их замене.

В настоящее время на рынке  лизинговых услуг работает большое  количество лизинговых компаний, число  которых постоянно растет. Эти  компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить  потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании  оборудования (имущества). Причем при  дефиците финансовых ресурсов, эти  структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое  оснащение их производства.

Многолетний опыт использования  лизингового механизма в предпринимательской  деятельности многих стран мира позволяет  сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего  положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми  его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового  механизма. Поэтому целесообразно  воспользоваться его возможностями  и более активно внедрять в  производственную деятельность.

Целью курсовой работы является, изучение особенностей формирования инфраструктуры лизингового рынка Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теоритические основы формирования функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;
  2. Оценить развитие лизингового рынка Российской Федерации;
  3. Изучить основные формы лизинга, а также методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в Российской Федерации;
  4. Охарактеризовать заключение лизинговых сделок в компаниях, а также дать характеристику потребителей лизинговых услуг;
  5. Рассмотреть организацию расчетов по лизинговым сделкам;
  6. Разработать пути совершенствования и развития деятельности лизинговых компаний на рынке.

Предметом исследования являются методы и приемы стимулирования трудовой деятельности как условия повышения эффективности деятельности организации.

Объектом исследования является лизинговый рынок РФ.

Теоритической основой курсовой работы являются труды отечественных и  зарубежных ученых в области управления персоналом, психологии, менеджмента  и экономики, такие как А. О. Левкович, М.И. Лещенко, Н. И. Киркорова.

Работа состоит из введения, 6 вопросов, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа выполнена на 56 листах машинописного текста, содержит 2 таблицы, 5 графиков и 10 приложений. Список использованных источников содержит 38 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования и функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации

 

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в  международной торговле. Однако и  раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. [26]

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная  лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг». В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».[29]

В октябре 1994 г. учреждается  Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:

- содействие развитию рынка лизинговых услуг в России;

- координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;

- участие в развитии и совершенствовании законодательной и нормативной базы лизинговой деятельности в России;

- представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;

- участие в работе международных лизинговых организаций.[35]

При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. Корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24. На данный момент в ассоциацию входит более 150 компаний, которые работают практически во всех ключевых отраслях промышленности - это и атомная энергетика, и связь, и телекоммуникации, и автомобильный и авиационный транспорт, и горнодобывающая отрасль, нефте- и газодобыча, это и социальная сфера. В ассоциацию входят не только лизинговые компании, активно работающие на рынке лизинга, но также и страховые компании, сопровождающие лизинговые операции, такие как: «ГУТА - Страхование» ЗАО, «Ренессанс Страхование Группа» ООО, и другие.[13]

 Выполняя поручение  Президента Российской Федерации,  Правительство России своим постановлением  от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге (прил. 1). Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.

Следуя общепринятой в  мире практике, Временное положение  определило лизинг как самостоятельный  вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель  обязуется приобрести в собственность  обусловленное договором имущество  у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю  за плату во временное пользование  для предпринимательских целей. [6]

Схожие в целом трактовки  основных проблем лизинга содержались  и во второй части Гражданского кодекса  Российской Федерации гл. 34, § 6, вступившей в действие 1 марта 1996 г.

В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства  Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли». Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным  средствам для осуществления  лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили возможность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.[26]

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной  амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.[29]

В соответствии с письмом  Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» на основные средства, являющиеся объектом международного лизинга, распространялся режим временного ввоза, предусматривавший частичное  освобождение от таможенных пошлин и  сборов.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики  и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой  устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (прил. 2). Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Государственная поддержка  способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось  число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к  лизингу стали проявлять ведущие  российские коммерческие банки. Большинство  новых лизинговых фирм учреждалось  с их участием. В начале 90-х годов  Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию «Лизингбизнес», Межрегиональный банк – «Меликон», Промстройбанк в С.-Пб. – «Балтлиз», и именно по инициативе компаний «Меликон» и «Балтлиз» в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.[13]

В сентябре 1996 г. Комиссией  при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов.

В 2000-2001 годах российский рынок лизинговых услуг развивался достаточно динамично. Согласно оценке Группы по развитию лизинга, общий объем  рынка лизинговых услуг в 2001 году оценивался на уровне $1500 млн. Результаты деятельности ряда ведущих лизинговых компаний в 2000- 2001 гг. свидетельствуют  о росте лизингового бизнеса  по сравнению с предыдущими годами в 1,5-3 раза. Это было обусловлено, прежде всего, ростом российской экономики, ослаблением  общей налоговой нагрузки и предоставлением  налоговых льгот во многих регионах России, улучшением условий кредитования. [30]

Информация о работе Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ