Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка
1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.
Процесс управления – это есть деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда для достижения поставленных целей.
Управление – это направляющее,
стимулирующее и координирующее
воздействие руководящих
Управлять – анализировать, прогнозировать, принимать решения, организовывать их выполнение, а так же координация и контроль труда больших и мал ых групп людей.
Специфика управленческого труда заключается в основных его параметрах (цели, предмет, средства, продукт управления).
Цель управления - создание необходимых
благоприятных условий для
Предметом управления являются люди, их трудовая деятельность, информация.
Средствами управления труда являются – технические средства, компьютеры, АСУ, современные технологии или информация как средство связи.
Продукт управления труда – управленческие решения, которые выступают в виде информации. Это приказы, указы, директивы и др.
Управленческий потенциал – совокупность располагаемых систем управления, возможностей и ресурсов управления (материальных, финансовых, трудовых).
Функция управления - содержательное описание действий субъекта и объекта управления, при этом субъект – тот, кто оказывает управленческое воздействие, а объект тот, кто воспринимает данное воздействие.
Специфика управленческого труда
Управленческий труд носит информационный характер
Это работа с людьми
Многоплановость решаемых задач (экономические, финансовые, социальные, технологические)
Управление сочетает в себе логические, творческие и технические операции.
Это косвенно-производственный труд
Управленческий труд – это есть
система совместного труда
Три категории: руководители, специалисты, технические исполнители (служащие). Такая классификация управленческих работников рассматривается в рамках функционального разделения управленческого труда. Разделение труда – это есть объективный процесс обособления отдельных его функций в самостоятельные сферы деятельности.
Виды разделения управленческого труда:
Иерархическое разделение – распределение комплексов работ по реализации управленческих функций между различными уровнями управления.
Профессиональное разделение – предполагает дифференциацию управленческих работников между различными уровнями управления.
Технологическое разделение – дифференциация
управления на операции по сбору, обработке,
преобразованию информации, закрепляемые
за определенными категориями
Классификационное разделение – предполагает распределение работников по функциям управления в соответствии с квалификационным уровнем, стажем работы и личными способностями.
Должностное разделение – разделение работников в системе управления в соответствии с их компетенцией.
Виды управления
Государственное – 1 из форм деятельности государства, которая выражается в практической реализации законов и организация общественных отношений, в целях обеспечения государственных интересов, прав и интересов граждан.
Партийное - политическое воздействие на социальные и экономические процессы.
Государственное руководство – регулирующее воздействие центральных органов власти на хозяйство в целом, т.е. гос. регулирование экономики.
Хозяйственное управление (менеджмент) – организация, регулирование, стимулирование социально-экономических процессов в рамках хозяйствующего субъекта.
С точки зрения системного подхода, управление - это система, т.е. некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Следующие взаимосвязанные элементы: субъект, объект, инструментарий, законы, функции, методы, технические средства и внешняя среда.
Законы управления – наиболее существенные,
повторяющиеся причинно-следств
Согласование государственных, региональных, местных и личных интересов (закон общей заинтересованности).
Закон минимизации рисков и компенсации их последствий в тех или иных формах.
Закон соответствия функций, прав и
ответственности на каждом уровне управления
(закон организации
Функции управления – целеполагание, организация, информация, регулирование, воспитательная, идеологическая, контроль.
Методы управления – способ целенаправленного воздействия на объект управления. Выделяют:
Административно-командные (представляют собой методы властной мотивации).
Экономические и социально-психологические (воспитательные). Сущность экономических методов заключается в косвенном воздействии на экономические интересы управляемого объекта. К ним относят методы материальной мотивации. Социально-психологические - методы моральной мотивации.
Выделяют два основных типа управленческих методов: 1) общенаучные методы: прогнозирование, экспериментирование, моделирование, планирование. 2) частные (специфические):
А) по содержанию: организационно-
Б) по мотивационному критерию: властной или принудительной мотивации, материальной мотивации, моральной мотивации.
В) по организационным факторам: единоличные, коллективные и коллегиальные.
Г) по сфере применения: общие и локальные.
Системы классифицируются:
по видам: механические, биологические, химические, социально-экономические, социотехнические и т. д.;
по условиям функционирования: детерминированные (функционируют в практически неизменных условиях), вероятностные (действуют в изменяющихся условиях, поэтому их поведение можно предвидеть с определенной долей вероятности);
по степени изменчивости: статические (не подвержены внешним и внутренним воздействиям, практически в неизменном виде (например: средства труда), динамические (в результате внешних и внутренних воздействий изменяются (перегруппировываются, видоизменяются));
по степени сложности (объему): простые (состоят из небольшого количества элементов), сложные (из большого количества подсистем);
Все эти системы можно разделить на:
- закрытые системы;
- открытые, которые взаимодействуют с внешней средой.
С точки зрения процессуального подхода, управление - это процесс, т.е. серия непрерывных, взаимосвязанных действий и процедур (функций управления):
Планирование – Организация – Мотивация – Контроль
Функция – это содержательное описание действия объекта и субъекта управления. (субъект-тот, кто оказывает управляющие воздействие; объект-тот, кто данное воздействие воспринимает)
Планирование – функция управления, состоящая в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, формулировании целей и разработке перечня конкретных мер (увязанных по ресурсам и срокам) по достижению данных целей.
Организация – процесс, направленный на объединение усилий различных участников управления или принятия решений, включающий в себя распределение ролей, ресурсов, заданий, ответственности и полномочий.
Мотивация – процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), стимулов и от ожидаемых результатов.
Контроль – неотъемлемая составляющая часть процесса управления, воздействующая на все остальные функции и непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. К- системная, конструктивная деятельность руководителей, направленная на приближение фактического результата (исполнения) к намеченному и желаемому.
Модель внешних и внутренних переменных
Внешняя среда организации
2) внешние факторы косвенного воздействия: НТП, экономика, политика, международная обстановка, социальные и экологические факторы.
Основные характеристики внешней среды: 1. Сложность – большое число факторов, на которые обязана реагировать организация; 2. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения; 3. Неопределенность – количество информации, которой располагает организация.
Характеристика внутренней среды организации:
Задачи – действия или мероприятия, направленные на достижение поставленной цели. Классифицируются по степени важности и по степени срочности.
А – высокая степень важности и срочности
Б - высокая степень важности,
низкая степень срочности (
С – степень срочности
высокая, степень важности
Д – не важные и не срочные (работа секретаря).
Структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, построенная таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь цели организации. (линейные, линейно-функциональные, девизиональные, адаптивные, проектные, матричные).
Технология – сочетание
Люди и кадры. Человеческая переменная
в управлении рассматривается в
трех аспектах: индивидуальное поведение,
поведение в группах и
Организация – спланированная, скоординированная деятельность 2-х и более лиц, построенная на некоторых нормативных началах, с использованием принципов разделения труда, с соблюдением иерархии управления и стремящаяся к достижению общей цели.
Конфликт - несогласие, несовпадение интересов 2 и более сторон. Существует 4 типа конфликтов: внутри личностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
К = конфликтная ситуация + инцидент
Выделяют: 1. функциональные конфликты (направлены на развитие) и 2. дизфункциональные (создают социально – психологическую напряженность)
Знаковые конфликты:
Конфликт «+ - +»: выбор осуществляется между 2 благоприятными положительными вариантами.Конфликт «+ - -»: этот тип конфликтов содержит прямо противоположные несовместимые альтернативы.Конфликт «- - - »: этот тип конфликтов характеризуется отрицательными нежелательными альтернативами, из 2-х зол выбрать меньшее.Стили выхода из конфликтной ситуации: в 1972г. учеными Томасом и Климентом была предложена сетка стилей выхода из конфликтной ситуации. В ее основу были положены следующие факторы: 1. Индивидуальные или совместные действия и 2. Активное или пассивное участие.
активн
участ.
пассивн
участ.
индивид. совместн.
1.Стиль - конкуренция: человек,
использующий данный стиль
2. Стиль – сотрудничество: активное
участие в решении конфликта,
человек отстаивает свои
3. Стиль – уклонение: стремление выйти из конфликтной ситуации любыми способами. Стиль можно использовать, если проблема не столь важна или положение безвыходное.
4. Стиль – приспособление: человек
действует совместно с
5. Стиль – компромисс: принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени: немного уступить в своих интересах, чтобы реализовать их в оставшихся.
Алгоритм выхода из конфликтной ситуации:
Выяснить, что является причиной конфликта, какие имелись скрытые причины
Подавить отрицательные эмоции, как свои, так и чужие
Создать атмосферу доверия, увеличить взаимное влияние и обмен информацией
Обдумать варианты выхода из конфликта, и выбрать оптимальный вариант в зависимости от ситуации
После исчерпания конфликта необходимо ответить на вопрос: чему научил этот конфликт?
Организационная культура - это сложная композиция ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.
Часто от организационной культуры зависит будущее организации, ее экономический рост. Это субъективный элемент, который может помогать или, наоборот, усугублять ситуацию в фирме. Опытный менеджер должен «чувствовать», что «есть» или «имеется в наличии», что «можно» и что «надо» делать.