Налоги и сборы. Понятие,
роль, система
I Налог как
правовая категория. Понятие и сущность.
Налог – это обязательный
индивидуально- безвозмездный платёж,
взимаемый с организации и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципального образования.
Признаки налога:
- Императивно - обязательный характер
- Индивидуальная безвозмездность
- Денежная форма
- Публично – не целевой характер
Важнейшая функция
налогов – фискальная. В соответствие
с этой функцией налоги выполняют своё
основное значение, а именно насыщение
доходной части государственных и местных
бюджетов для удовлетворения потребности
общества и государства.
Регулятивная функция. Налоги могут
использоваться для регулирования
процессов производства и потребления
уровня доходов населения по средствам
дифференциации ставок, предоставления
льгот. Налоги могут быть элементом
механизма, регулирующего демографические
и экологические процессы, молодежную
политику и иные социальные явления.
Функция контроля.
В ходе налогообложения со стороны
государства проводиться контроль
за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций, учреждений,
за правомерностью получения гражданами
доходов, источниками этих доходов за
использование имущества. С помощью этой
функции оценивается рациональность,
сбалансированность налоговой системы,
каждого налога в отдельности. Проверяется
на сколько налоги соответствуют реализации
цели.
II Соотношение налогов и иных обязательных
платежей
Под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый
с организации и физических лиц,
уплата которого является одним из
условий совершение в отношении
плательщиков сборов государственными
органами местного самоуправления и иными
уполномоченными органами и иными должностными
лицами юридически-значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий)
К общим признакам налогам и
сбором относится:
- Обязательность уплаты
- Адресное поступление в бюджеты, за которыми они закреплены
- Изъятие на основе законодательно-закрепленной форме и порядка поступления
- Возможность принудительного способа изъятия
- Контроль за их уплатой одной и той же системы государственных органов.
Отличительные черты:
- Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов, остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение
- Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства и муниципальных образований, а цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) организаций.
- По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи, сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую налогоплательщику государственной (муниципальной) организацией, которая организует государственно-властные полномочия.
- По периодичности. Налогам свойственна периодичность и регулярность уплаты, уплата сбора обычно носит разовый, не систематический характер.
ВИДЫ
НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
Три уровня.
С учётом
федеративного государственного учёта
и организации в России местного
самоуправления всего 8 налог.
Налог на
доб. Стоимость, акцизы, налог на доход
физ. Лиц, налог на прибыль организации,
налог на добычу полезных ископаемых,
водный налог, гос. пошлина, сборы за пользования
объектами животного мира и за пользования
объектами водных биологических ресурсов.
Региональные
налоги (их 3)
Налог на
имущество организации, налог на горный
бизнес, транспортный налог
Местные
налоги (их 2)
Налог на
имущество физических лиц и земельный
налог
Налоги подразделены на субъекты:
налоги, взимаемые с физических лиц,
с организации и общие налоги
Форма возложения
налогового времени: прямые и косвенные.
Прямые налоги
в отличие от косвенных непосредственно
обращены к налогоплательщику, его доходам,
имуществу другим объектам налогообложения.
Юридически и фактически плательщики
совпадают в одном лице. Прямые налоги
подразделяются на личные налоги, уплачиваемые
налогоплательщиком за счет и в зависимости
от полученного дохода и учитывающие финансовую
состоятельность плательщиков.
Реальные
налоги, уплачиваемые с имущества в
основе которых лежит не реальный, а предполагаемый
средний доход, получение которого только
ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются
как правило по результатом деятельности
нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков.
Три способа
налогообложения:
- Налог устанавливается в виде надбавки к цене, реализуемых товаров, и, в результате этого не связано с доходом имущества фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесение суммы налога в казну на субъекта реализующего товары, работы, услуги. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары, оплачивает работы и услуги по ценам повышенным на сумму косвенного налога. ( это ндс и акциз)
В зависимости от каналов поступления
различают:
- Государственные налоги, полностью зачисляемые в государственный бюджет
- Местные налоги, полностью зачисляемые в муниципальный бюджет
- Пропорциональные налоги. Распределяемые между бюджетами различного уровня по определенным квотам.
Правовые
механизмы налога и его элементы:
К обязательным
элементам налогообложения относятся:
объект, налоговая база, налоговый
период, налоговая ставка, порядок
исчисления налога, порядок и сроки
уплаты налога.
Объектом
налогообложения выступает имущество,
реализация товаров, работ, услуг, прибыль,
доход, расход или иное обстоятельство,
имеющее стоимостную, физическую характеристику
в наличием которого законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение
у налогоплательщика обязанности по уплате
налога.
Не признается
реализацией товаров или услуг:
- осуществление
операций, связанных с обращением
Российской или Иностранной валюты
за исключением целей нумизматики.
- передача
основных средств нематериальных
активов или иного имущества
организаций к её правопреемнику
при реорганизации этой организации
- передача
основных средств нематериальных
активов или иного имущества
некоммерческим организациям на
осуществление основной уставной
деятельности не связанной с
предпринимательской деятельностью
- передача
имущества, если такая передача
носит инвестиционный характер,
в частности вклады в уставный
складочный капитал хозяйственных
обществ и товариществ, вклады
по договору простого товарищества,
паевые взносы в паевые фонды
кооперативов.
- передача
имущества и (или) имущественных
прав по концессионному соглашению
в соответствии с законодательством РФ
- передача
имущества в пределах первоначального
взноса участнику хозяйственного
общества или товарищества при
выходе из хозяйственного общества
или товарищества, а так же
при распределении имущества
ликвидируемого хозяйственного
общества или товарищества между
его участниками.
- передача
жилых помещений физическим лицам
в домах государственного или
муниципального жилищного фонда
при проведении приватизации.
- изъятие
имущества путём конфискации
наследование имущества, а так
же обращение в собственность
иных лиц бесхозяйных и брошенных
вещей, бесхозяйных животных, находки,
клада, в соответствие с нормами
гражданского кодекса
- иные операции,
предусмотренные налоговым кодексом,
в частности выплаты акционером
организации в виде передачи
акции
Налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую
или другую количественную характеристику
Под налоговым
периодом понимается календарный год
или иной период времени применительно
к отдельным налогам по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка
– это величина налоговых начислений
на единицу измерений налоговой
базы. Выделяются твердые, процентные,
смешанные.
Порядок исчисления
налогов представляет собой процессуальное
действие, согласно которому налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму
налога, подлежащую уплате за налоговый
период исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
Порядок и
сроки уплаты налога устанавливаются
в соответствии с нормами налогового
кодекса применительно к каждому
налогу по общему правилу производиться
разовая уплата всей суммы налога
в наличной или безналичной денежной
сумме.
В практике
применяются 3 способа уплаты налога:
кадастровый, у источника, по декларации.
При кадастровом
способе устанавливается средняя
доходность объекта обложения по
внешним признакам. Существуют поземельный,
подомовой, промысловый кадастр. Для уплаты
таких налогов устанавливается фиксированные
сроки взносов.
У источника.
Означает уплату налогов до получения
дохода налогоплательщикам.
Декларация.
Предусматривает получение налога
после получения дохода.
Льготами
по налогам и сборам признаются предоставляемые
и плательщиков сборов предусмотренные
законодательства о налогах и
сборов преимущества по сравнению с
другими налогоплательщиками, включая
возможность не уплачивать налог
или сбор, либо уплачивать их в меньшем
размере.
В практике
налогообложения возможно применения
следующих налоговых льгот: изъятие,
скидки, налоговые кредиты.
Изъятие –
выведение отдельных объектов из
налогообложения.
Скидки –
льготы, направленные на сокращение налоговой
базы.
Под налоговым
кредитом понимаются льготы, направленные
на уменьшение налоговой ставки.
ПОНЯТИЕ
СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПРИНЦИП
Её ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
Система налогов
и сборов представляет собой совокупность
федеральных, региональных и местных
налогов и сборов, взимаемых в
установленном порядке на территории
РФ. Кроме того в систему налогов
и сборов включаются специальные
налоговые режимы, которые могут
предусматривать федеральные налоги,
не указанные в статье 13 НК, а так
же освобождение от обязанностей от уплаты
отдельных федеральных, региональных
и местных налогов и сборов.
К специальным
налоговым режимам относится:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Упрощенная система налогообложение
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Система налогообложения при выполнения соглашений о разделе имущества
- Патентное система налогообложения
К принципам
построения налогов и сборов относится:
- Принцип единстава, который следует из провозглашенного КРФ принципа единства экономического пространства и проявляется в запрете установления налогов, в единстве нпа о налогах и сборах, в единстве валюты, в которой происходит исполнения налоговой обязанности и в единстве системы налоговых органов
- Принцип налогового федерализма, отражающий федеративное устройство РФ и самостоятельность местного самоуправлении. Он заключается в четком разграничении компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправлению по установлению, ведению и взиманию налогов
- Принцип определенности системы налогов и сборов означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы он должен платить, а так же порядок их исчисления. В случае если акты законодательства о налогах и сборах содержат не устранимые сомнения, противоречия и неясности актов, действует презумпция правоты налогоплательщиков. В связи с этим при рассмотрения налоговых споров, основанных на различных толкования налоговыми органами и налоговыми плательщиками норм, судам следует оценивать определенность соответствующих норм.
- Принцип стабильности. Основан на том, что законодательство и система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени. При этом проведения налоговой реформы допустимо в исключительных случаях в строго-определенном порядке.
- Принцип недискриминационного характера налогов и сборов означает. Что налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или место происхождения капитала.
- Принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов состоит в том , что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, то есть при этом должны учитываться экономические последствия для бюджета соответствующего уровня, для определенной отрасли экономики, а так же для конкретного налогоплательщика.
- Принцип подвижности (эластичности) означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально- экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на неё позитивное влияния в связи с чем, конкретный налог может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с налоговыми нуждами и возможностями государства