Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ
Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие,
принципы построения и
1.2 Целевые
установки налоговых систем
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое
регулирование налоговой
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ
налоговых поступлений
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные
меры совершенствования
3.3Предложения
по совершенствованию
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..
Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются пути совершенствования налоговой системы РФ.
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить
исторический аспект
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4)выявить
основные проблемы, которые характерны
для налоговой системы
5)оценить
перспективы развития
Основным источником получения информации послужили учебные пособия отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.
Глава 1. Понятия,принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1 Понятие,
принципы построения и
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».
Алиев Б. Х. дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
1)собственная
налоговая доктрина и
2)законодательная
база для строительства
3)механизм
установления и ввода в
4)виды налогов;
5)порядок
распределения налогов по
6)система налоговых органов;
7)формы и методы налогового контроля и др.
Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:
1)Экономическая эффективность
Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
2)Определенность налогообложения
Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
3)Справедливость налогообложения
Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.
4)Простота
налогообложения и низкий
Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.
Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:
1)с
экономической точки зрения, поскольку
налог представляет собой
2)с
правовой точки зрения, поскольку
налоговая система
3)с
социологической и
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1) Каждое
лицо должно уплачивать
2) Налоги
и сборы не могут иметь
3) Налоги
и сборы должны иметь
быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4) Не
допускается устанавливать
5) Федеральные
налоги и сборы
6) При
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства
о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким
7) Все
неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов
В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:
1)презумпции невиновности;
2)правило совершившегося факта;
3)принцип обложения реально полученного дохода;
4)принцип достаточной информированности налогоплательщика;
5)принцип
стабильности налогового
6)принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;
7)принцип
доступности и открытости
8)запрет на введение налога без закона;
9)запрет двойного взимания налога;
10)запрет
налогообложения факторов
11)запрет
необоснованной налоговой
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:
1.Фискальная функция
Проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.
2.Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
3.Стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
4.Распределительная.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.
Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:
1)соотношение прямых и косвенных налогов;
2)применение
прогрессивных ставок
3)дискретность
или непрерывность
4)широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
5)использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;
6)степень
единообразия налогообложения
7)методы формирования налоговой базы.
Можно сделать следующие выводы:
1.Налоговый
механизм является наиболее
2.Налоговая
система является основной