Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………..2
Глава первая. Теоретическая часть реферата
1.1 Общая характеристика средств обучения…...…………………………………..5
1.2 Средства обучения на уроках естествознания…………………………………..6
1.3 Аудиовизуальные средства обучения…………………………………………...10
• Экранно-звуковые средства обучения………………………………….12
• Звуковые средства обучения………………………………………………17
• Компьютерные средства обучения………………………………………20
Глава вторая. Конспекты классных часов.
2.1 Конспект классного часа на тему «Экология и окружающий мир»…………..19
2.2 Конспект классного часа на тему «Викторина: Животный мир»……………..20
Заключение …………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Джафарова Эльнара 42У реферат.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

ГБОУ Педагогический колледж  №1  имени К. Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика преподавания естествознания в начальной школе

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 - 2013 Учебный год

Содержание 

 

Ведение………………………………………………………………………………..2

Глава первая. Теоретическая часть реферата

    1. Общая характеристика средств обучения…...…………………………………..5
    2. Средства обучения на уроках естествознания…………………………………..6
    3. Аудиовизуальные средства обучения…………………………………………...10
    • Экранно-звуковые средства обучения………………………………….12
    • Звуковые средства обучения………………………………………………17
    • Компьютерные средства обучения………………………………………20

Глава вторая. Конспекты  классных часов.

2.1 Конспект классного часа  на тему «Экология и окружающий мир»…………..19

2.2 Конспект классного часа  на тему «Викторина: Животный мир»……………..20

Заключение …………………………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………………………….23

Приложение…………………………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует  с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью  своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир - это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и на уроках естествознания.

Современные ученики - это поколение, полностью  воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ориентироваться только на учителя - как единственного источника учебной информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов - телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов на уроках естествознания в учебном процессе изложения знаний.

Все вышесказанное  обосновывает актуальность выбранной  темы.

Цель  реферата: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика средств обучения

 

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти  связи «определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями  усвоения предмета, а также функциональными  свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождает целостность, структурность и относительность  автономной системы»

1. При использовании средств  обучения необходимо учитывать  связи, существующие между компонентами  системы и специфические особенности  каждого компонента.

Рассмотрим различные средства обучения и методику работы с ними.

При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать  в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений  и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты.

О важности применения наглядных средств  обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель  показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке»1. Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

Наличие разнообразных средств  обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. Мы придерживаемся следующей классификации  средств обучения:

·        вербальные — учебники, учебные пособия для  учащихся;

·        натуральные  — коллекции, гербарии, живые объекты;

·        изображения  предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи;

·        аудиовизуальные  — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства обучения на уроках естествознания

 

Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота  представлений зависит от того, сколько  органов чувств участвует или  участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется  на уроке. Образные представления возникают  и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.

Поэтому при отборе средств  обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также  учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В  первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует  формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые  помогут формированию понятий, место  этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.

Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий  «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.

Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.

Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление  об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется  понятие оврага и холма. В решении  этой задачи помогут модели, серия  транспарантов, таблица «Борьба  с оврагами», учебник и тетрадь  на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг  дети видели в природе: какие у  него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники  рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные  признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради  на печатной основе и подписывают  их.

Понятие «овраг» будет  неполным, если не познакомить детей  с процессом его образования  и развития. В этом плане незаменимым  пособием является серия транспарантов  «Образование оврага». Она позволяет  увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.

При знакомстве со способами  борьбы с оврагами целесообразно  использовать таблицу «Борьба с  оврагами» и соответствующий  текст в учебнике. Содержание таблицы  позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием —  «холм».

Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг  в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с  демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.

Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого  и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие  этапы работы будут аналогичны первому  варианту — работа с транспарантами и таблицей.

Затем проводится работа с  кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается  образ холма. Практическая работа с  моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме  в тетради на печатной основе школьники  еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям  вылепить из пластилина (или другого  материала) модель оврага и холма.

Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый  результат, т. к. помогает показать изучаемый  объект или явление с разных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиовизуальные средства обучения

 

Эти средства включают экранные, передающие информацию через зрительный анализатор; экранно-звуновые, воздействующие на одновременно на зрительный и слуховой анализаторы и звуковые пособия, которые передают информацию через орган слуха.

К экранным пособиям относятся  диафильмы и диапозитивы, которые широко используются при изучении естествознания в начальной школе.

Диапозитивы (приложение 1) — это черно-белые или цветные позитивные фотографические изображения на прозрачном материале (чаще на пленке), предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора. Диапозитивы одни из самых ранних экранных пособий, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Это объясняется тем, что они передают на экране натуральные объекты без искажений. Пособия занимают мало места и долго хранятся.

Учебные диапозитивы изготавливаются  фабричным способом и продаются в наборах. Существуют серии диапозитивов почти по всем темам курса природоведения. Учитель и сам может изготовить диапозитивы с краеведческим содержанием.

Диафильмы (Приложение 2) — это учебные фильмы, составленные из диапозитивов, объединенных одной общей темой. Кадры диафильма снабжены краткими субтитрами. Для начальной школы выпущена серия диафильмов, освещающих различные темы курса природоведения.

Для показа диафильма или  диапозитивов нужен диапроектор. Он должен обладать достаточной мощностью, чтобы не требовать затемнения кабинета. В противном случае учителю в ходе урока придется нерационально расходовать время, выключая и включая свет.

Методические  требования к демонстрации экранных пособий следующие:

  • перед просмотром учитель ставит познавательную задачу, которая решается в процессе просмотра;
  • не следует демонстрировать без перерыва более 7-8 кадров, чтобы удержать устойчивое внимание детей;
  • фрагменты диафильма или кадры диапозитивов могут демонстрироваться на различных этапах урока;
  • для активизации познавательной деятельности детей при закреплении материала можно закрыть субтитры и попросить учащихся «озвучить» кадры.

Экранно-звуковые средства обучения помогают увидеть динамику развития природных процессов.

А.А. Половинкин отмечал, чтоза 10-15 мин демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации рассчитанной на урок. Это доказывает, что учебные фильмы экономят время и повышают производительность педагогического труда.

Наиболее рационально  использовать на уроке видеофильмы. Их показ не требует затемнения класса; при необходимости учитель может замедлить или ускорить просмотр видеофильма, остановить или вернуть кадр.

В настоящее время учебные  видеопрограммы создаются видеостудией «Кварт» в Москве и региональными  студиями. Существуют видеофильмы «Ознакомление  с окружающим миром», «Природоведение» (3 Части), «Мир вокруг нас», «Живая природа» и др. Видеокассеты легко хранить, они не занимают много места и удобны в обращении.

Требования к демонстрации фильмов помещены в раздел «Методы  обучения».

Звуковые  средства обучения — это аудиокассеты и грамзаписи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно использовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п. К этим средствам обучения предъявляются требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:

Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию