Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.

Содержание

Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 20.022.doc посл..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 

Выпускная квалификационная работа

Тема: Деятельность социального  педагога с подростками  по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 
 

Автор: Николаева  Ю.А

Специальность 050711-

Социальная  педагогика

Курс 3, группа 31

Научный руководитель:

Алимханова  Т.Р. 
 

Москва 

2010 год

 

Содержание

     Введение……………………………………….………………………3 - 5

     Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

     1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13

     1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения    14 - 18

     1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков ………………………………….......19 - 23

     Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения

     2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25

     2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28

     Заключение……………………………………………………….…..29

          Список литературы………………………………………………..…30 - 34

     Приложение…………………………………………………………..35 - 80 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема отклоняющегося поведения у подростков приобретает в настоящее время все большую актуальность, так как статистика «социального здоровья» показывает, что около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, более 2 млн. детей и подростков бродяжничают, число детей - сирот превысило 650 тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; 16% учащихся испытывают со стороны педагогов в школах физическое насилие, а 22% - психологическое. За последние 10 лет смертность от самоубийств, среди детей и подростков выросла на 100%. Растет детская преступность. На территории России действует около 30 преступных группировок несовершеннолетних.

     В 2009 г. уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в Москве был в два раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемости токсикоманией в восемь раз. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет. С каждым годом происходит увеличение количества подростков «группы риска». Это позволяет предположить, что профилактическая работа с детьми подросткового возраста не проводится в достаточной мере. Причиной увеличения  подростков «группы риска» является, нарушение собственных прав детей и в семье и в социуме. Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Такой подросток начинает отстаивать свое право на существование и нередко – незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки. Для того чтобы в коррекционно-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением можно было достичь стойких результатов, необходимо в начале провезти объективную диагностику причин  такого поведения, после чего разработать план профилактических мер.

     Актуальность рассматриваемой проблемы позволила определить тему исследования: «Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы».

     Цель исследования - определение содержания профилактической работы социального педагога с подростками, имеющими отклонения в поведении.

     Объект исследования - отклоняющееся поведение в подростковом возрасте.

     Предмет исследования - профилактика отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста.

     Гипотеза исследованияпроведение целенаправленной коррекционно-профилактической работы социального педагога с подростками  с девиантным поведением и их микросоциумом будет способствовать нивелированию проявлений отклоняющегося поведения,  а также созданию и закреплению положительных образцов поведения. 

     Задачи исследования:

  • изучить сущность понятия «отклоняющееся поведение»;
  • проанализировать основные виды отклоняющегося поведения;
  • выявить особенности работы социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения учащихся;
  • разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике отклоняющегося поведения у подростков;

     Методы исследования:

  • анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • изучение школьной документации;
  • беседы с подростками, родителями, педагогами;
  • наблюдение, выявление, диагностика с использованием адаптированных методик и тестов, обобщение результатов.

     Структура работы. Данная работа состоит из введения, где – описывается актуальность выбранной темы, предмет, цели, задачи исследования, двух глав, заключения. Глава первая посвящена теоретическим основам отклоняющегося поведения, особенностям подросткового возраста, формам и методам профилактики отклоняющегося поведения; вторая глава содержит диагностики и разработанную коррекционно-развивающую программу; в заключении подведены итоги работы.

 

Глава 1 Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

1.1. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы и причины.

     Проблема отклоняющегося поведения вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания об отклоняющемся поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. В социальной педагогике, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения. На социальном уровне отклоняющее поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией [1]. Принято выделять следующие формы отклоняющегося (девиантного) поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [7].

     Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. У подростков – это хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками [21].

     - Правонарушения (преступность). В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология – наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика – о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология – о действиях социальных законов, то роль психологии – раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними [10]:

     - потребность в престиже, в самоуважении;

     - потребность в риске;

     - эмоциональная неустойчивость;

     - агрессивность;

     - наличие акцентуации характера;

     - отклонения в психическом развитии;

     - низкое самоуважение;

     - неадекватная самооценка [2].

     Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

     - Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.

     - Граффити – оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

     Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити. М.Кокорев выделяет три вида:

     -    содержательные граффити;

     -    разрушительные граффити;

     - специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково - молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской.

     На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

     а) утверждение личности и групповой  идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется  тем, что он является языком молодежной субкультуры;

     б) протест против социальных и культурных норм;

     в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

     г) мотивы творчества;

     д) сексуальные мотивы;

     е) развлекательные мотивы.

     Таким образом, вандализм в целом  и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково - молодежной девиантности [4, 9].

     Асоциальное – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. У подростков – это воровство, агрессивное поведение, бродяжничество, отказ от обучения, проституция, ненормативная лексика.

     - Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек – демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики [27].

     - Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности – повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию [4].

Информация о работе Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы