ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5
1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5
1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10
1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14
Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19
Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22
2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22
2.2. Механизмы аудирования. Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25
2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30
2.4. ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34
Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38
Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41
3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48
Выводы по главе 3………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АКМУЛЛЫ

 

 

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ И  МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

Кафедра методики 

преподавания ИЯ  и 2ИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                                                                      

 

 

ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                                  Выполнил: Шакирова А.Н.

                                                    303 гр.  ИФОиМК                                                          

                                                                               Научный  руководитель:

                                                                               кандидат пед. наук,

 доцент Киреева З.Р.

 

 

 

УФА 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5

1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5

1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10

1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14

Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19

Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22

2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22

2.2. Механизмы аудирования.  Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25

2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30

2.4. ЕГЭ как средство  контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34

Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38

Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41

3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41

3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44

3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48

Выводы по главе 3………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………...55

Список использованной литературы………………………………………..59

Приложение……………………………………………………………………..61

 

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы – «ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи».

 Актуальность проблемы контроля результатов сформированности умений связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Проблема контроля результатов обучения и контрольно-оценочной деятельности является важной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Цель данного исследования – изучить и выявить, насколько ЕГЭ удовлетворяет требованиям как средство контроля  сформированности умений аудирования иноязычной речи.

Постановка данной цели обуславливает следующие задачи:

1) изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;

2) проанализировать ЕГЭ с точки зрения итоговой формы контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи.

Объектом данного исследования является умение аудирования иноязычной речи.

Предметом исследования является ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ использования ЕГЭ как средства контроля.

Практическая ценность заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений с целью повышения качества образования и уровня сформированности умений аудирования у учащихся.

Объем и структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Понятие контроля

Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения.   «Проблема контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности – одна из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам» - отмечают   Иванова Т.В., Киреева З.Р. Сухова И.А.[6].

По мнению П.И. Пидкасистого, «контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения».                     П.И. Пидкасистый утверждает, что «суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету»[13]. Процедура контроля заключается в сравнении объекта и эталона. Эталоном в данном случае является Государственный образовательный стандарт по иностранному языку, в котором изложены требования к базовому уровню овладения иностранным языком на всех ступенях обучения.

Теперь кратко остановимся на Государственном образовательном стандарте. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального, основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

«Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. В Госстандарте предусмотрены все базовые умения и навыки школьников по каждому предмету, которые должны сформироваться по окончанию данной ступени обучения. Рассмотрим, какие общеучебные умения должны сформироваться у учащихся начальной школы по иностранному языку. В русле говорения должны быть сформированы следующие общеучебные умения и навыки:

«Умение вести

• этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации;

• диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

• диалог — побуждение к действию.

2. Монологическая форма

Уметь пользоваться:

• основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ,  характеристика (персонажей).

В русле аудирования:

воспринимать на слух и понимать:

• речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/ невербально реагировать на услышанное;

 • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

В русле чтения

Читать:

• вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

• про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

В русле письма

Владеть:

• умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

• основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо» [20].

Как видно из Федерального государственного стандарта начального образования,  перед учителями стоят весьма сложные задачи. Уже к концу начальной школы  у учащихся начальной школы должны сформироваться навыки говорения, чтения, аудирования  и письма. Учителю необходимо использовать весь арсенал средств для сформирования этих навыков. В свою очередь, Государственный стандарт начального образования является маяком для учителей, средством контроля и самоконтроля своей деятельности.

Теперь представляется целесообразным рассмотреть ФГОС для основного образования. В Государственном образовательном стандарте для основного образования представлены следующие требования к овладению иностранным языком:

«Иностранный язык. Второй иностранный язык:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях» [20].

Как видно выше, Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования предъявляет немного другие требования для выпускников основной школы. Здесь упор делается на личностное развитие учащихся, формирование у них толерантного отношения к проявлениям чужой культуры, расширение кругозора посредством воспитательного и информационного потенциала иностранного языка. Если на начальной ступени обучения важно довести навыки до автоматизма, отчеканить их как следует, то на старшей ступени важно создать условия для индивидуального развития учащихся. Важно отметить, что Государственные образовательные стандарты призваны, главным образом, контролировать процесс реализации программ обучения на всех уровнях образования.

Нередко деятели в области образования, в частности учителя школ, неправильно толкуют понятие «контроль». Контроль следует рассматривать как измерение достижений учащихся, а не подсчет ошибок. Контроль должен выступать как стимул к учению, а не как мера наказания. «Контроль – это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен и способен выполнить свои функции, когда организуется и проводится с учетом специфики каждого учебного предмета, когда правильно определены объекты контроля. Вслед за Ивановой Т.В., Киреевой З.Р. Суховой И.А. проанализируем  выделение объектов для контроля при изучении иностранного языка. Дело в том, что основной целью обучения этому предмету является овладение речью на иностранном языке, понимание  речи собеседника, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение читать и понимать иностранный текст. Таким образом, овладение лишь речевыми умениями в разных видах : чтении и понимании, говорении, понимании на слух, на письме могут быть объектами контроля. Они свидетельствуют об умении общаться с партнером. Знание слов, грамматических форм  или правила оперирования ими не могут вообще считаться объектами контроля, ибо такие знания не обеспечивают общения сами по себе. Дело в том, что умение оперировать материалом еще не есть участие в иноязычном общении, а поэтому оно не может выступать в качестве объекта контроля [6].

Информация о работе ЕГЭ как итоговая форма контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи