Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д..
ВВЕДЕНИЕ................................................... ……………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся…………………………………………………………………………….7
1.2. Алгоритмизация обучения…………………………………………………….14
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………..25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27
2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28
2.3.Анализ полученных результатов…………………………….................... 31
Выводы по второй главе...................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................. 45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….47
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Восточная экономико-
Специальность 050708 Педагогика и методика начального образования
Специализация – Педагогический менеджмент в системе начального образования
Москвичёва Альбина Анваровна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе
Научный руководитель
к.п.н., профессор
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение
алгоритмов для формирования орфографической
зоркости у учащихся…………………………………………………………
1.2. Алгоритмизация
обучения…………………………………………………….
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой
главе…………………………………………………………..
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27 2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28 2.3.Анализ полученных
результатов……………………………........ Выводы по второй главе......................... |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д.. Поэтому для решения этой задачи необходимо использовать такие способы, как опорные конспекты, подача материала блоками и, в первую очередь, алгоритмы. Почему именно алгоритмы? Потому что они способствуют:
Главная проблема уроков русского языка – повышение грамотности наших учащихся. Поиски оптимальных путей обучения побудили изучить проблему о возможности применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил. Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать орфографическую задачу с помощью алгоритма.
Алгоритмизация в орфографии направлена на преодоление трудностей:
Но прежде необходимо отметить актуальность проблемы применения алгоритмизированного обучения. В настоящее время наука и техника развиваются настолько быстро, что своевременное обобщение потока научной информации без применения кибернетических средств, представляет значительную трудность.
Не менее сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники.
В настоящее время в начальных классах можно использовать элементы алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо произносить про себя (или вслух) алгоритмического предписания графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением отдельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения при частичном и максимальном свертывании алгоритма.
Цель исследования: описать организацию учебной деятельности по работе над правилом с использованием алгоритмов правила и алгоритмов действия.
Предмет исследования: способ организации учебно-познавательной деятельности при работе над орфографическим правилом с помощью алгоритмов.
Объект исследования: процесс формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе в ходе алгоритмизирования обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с концепциями современных методистов по алгоритмизации обучения.
2. Выявить теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков с использованием алгоритмизации процесса обучения.
3. Выяснить
сравнительную эффективность
4. Разработать систему уроков по обучению орфографическим темам с помощью алгоритмов.
Гипотеза исследования: использование алгоритмов при изучении орфографических тем в начальных классах будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет проводиться учителем систематически, и доведена до автоматизма.
Методы исследования: теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования, наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения орфографии, беседы с учащимися, анализ ученических работ и других материалов исследования, математическая обработка результатов экспериментальной работы.
Методологическая основа исследования: труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев).
Научная значимость исследования: система работы по формированию и развитию орфографической зоркости учащихся отсутствует, разработаны лишь отдельные приёмы, повышающие орфографическую зоркость учащихся по русскому языку (проверочные работы, тесты, диктанты). Создание орфографических алгоритмов приведёт к повышению результативности и достижений учащихся по предмету.
Практическая значимость исследования, определяется тем, что предлагаемые материалы могут найти широкое применение в школах.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ООШ с.Чемодурово Азнакаевского района.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. По словам Бондаренко С.М. в книге «Беседы о грамотности»: «Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами». [4, c.47]
Уровень грамотности учащихся начальной школы - одна из острейших проблем современного образования. Орфографическую грамотность Арутюнов А.Р. определяет как составную часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.[1, c.89]
Оценивая сложившееся положение в обучении правописанию, сегодня Клопова А.И. отмечает ряд отрицательных факторов:
Если высокую культуру
чтения считать фактором
Существуют различные подходы к решению орфографические проблем в школе. Два пути овладения навыками правописания описаны в методической литературе. Длительный период споров завершился безоговорочным признанием положения, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову, а также известным ученым-методистам А.М. Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому. Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слова. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько современно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой структуры.
Д.Н. Богоявленский писал о том, что содержание знаний, необходимых для правильного выбора написания, зависит от характера данного написания. «Характер формирования орфографического навыка зависит прежде всего от особенностей самой системы русского правописания». Существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. Для одних из них важно осознание фонетических особенностей слова, для других необходимо знание грамматических, лексических и прочих языковых знаний, а формой, в которой эти задания зафиксированы, является орфографическое правило. Трактовка орфографического правила как фонетических или грамматических обобщений сыграла решающую роль в преодолении механических навыков, отрывавших письмо от языка.[3, c.96]
Информация о работе Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе