Коррекция девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Девиант поведения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Коррекция девиантного поведения у подростков

(дипломная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….......3-5

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие и характеристика девиантного  поведения..……………..…....6-17

1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34

1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65

2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

 

Заключение………………………………………………………………........71-73

Список литературы……………………………………………….……......…74-77

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Девиантное поведение одна из наиболее важных проблем современного общества.

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

 По мнению Э. Дюркгейма, вероятность  девиаций поведения существенно  возрастает при происходящем  на уровне социума ослаблении  нормативного контроля. В соответствии  с теорией аномии Р. Мертона, девиантное  поведение возникает тогда, когда  общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

В отечественной науке первой половины XX века девиантное поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие.

В последние десятилетия значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса, превентивный профилактики внесли труды таких ученых, как С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, С.И. Григорьева, В.И. Загвязинского, Г.Ф. Кумариной, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и другие.

Непосредственно проблемам деятельности школы по профилактике девиантного поведения подростков посвящены труды таких ученых, как М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, Н.А. Закатовой, И.А. Клейсберга, Н.А. Катаевой, И.А. Невского, А.Ф. Никитина, Р.В. Овчаровой и другие.

Объект исследования – социально-педагогическая деятельность с подростками.

Предмет исследования – процесс коррекции девиантного поведения у подростков.

Проблема исследования – Каковы педагогические условия коррекции девиантного поведения у подростков.

Цель исследования – изучить педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков.

Гипотеза исследования - успешность работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков зависит от следующих педагогических условий:

  • установления доброжелательных и доверительных отношений социального педагога с подростками;
  • учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого девианта при подборе социально-педагогических методов;
  • использование коррекционной программы воспитательных мероприятий в работе с подростками с отклоняющимся поведением.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия девиантное поведение и дать характеристику отклоняющегося поведения подростков.
  2. Выявить причины девиантного поведения подростков.
  3. Изучить педагогические условия коррекции девиантного поведения.

Методы исследования.

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы. Анкетирование, наблюдение, тестирование, беседы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая часть, экспериментальная часть), заключения, списка литературы, приложения.

 В теоретической части рассмотрены вопросы: понятие и характеристика девиантного поведения, формы, причины, педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков. В экспериментальной части дан анализ диагностики девиантного поведения подростка, представлена программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

База исследования – ГОУ СОШ № 188.

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

1.1.  Понятие о девиантном поведении

 

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т. е. играют позитивную роль. Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. В конце XIX - начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» это результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и его можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. У Ломброзо было много последователей, которые тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей (29).

Известный американский психолог и врач Уильям Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела, считая, что определенное строение тела указывает на присутствие характерных личностных черт. Так, эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен; эктоморф (характеризующийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование (1940) поведения 200 юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками (29).

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что подобные биологические концепции были популярны в начале ХХ в., но их вытеснили другие теории. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. д.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными и психологическим. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов (29).

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия (от фр. anomie - отсутствие закона). По сути, аномия - это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего появляются различные виды девиаций. Дюркгейм полагал, что девиация столь же естественна, как и конформизм, а отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Например, девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм; способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм; реакция общества, социальных групп на девиантное повеление уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия», считает причиной отклоняющегося поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, средствами их достижения (29).

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, поскольку интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция ассоциируется скорее с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Миллер утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, поэтому другие люди, в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним, как к девиантам.

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что исследователи ищут причины усвоения ценности «девиантной» субкультуры. Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры»  отвергал многие психологические и социологические объяснения девиации, основанные на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле больным. Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), так как они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов членам менее влиятельных групп (так поступали с чернокожими в США).

Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную девиацию, когда люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие еще не оценивают их поведение как девиантное (подросток покуривает сигареты с марихуаной, администратор делает приписки к счету и т. п.) и вторичную девиацию, когда окружающие человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России  Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что отклоняющее поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье – предболезнь – болезнь». Отклоняющее поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция».

Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков