Овладение рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курс мат1.docx

— 161.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………….………………..3

1 Теоретическе  аспекты овладения рациональными  способами классификации и сериации  предметов по размеру………………………...…6

1.1 Понятия «классификации» и «сериации»………………..………………..6

1.2 Особенности овладения рациональными способами  классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….…………………………………………………...………….9

2 Изучение овладения детьми  старшего дошкольного возраста  приёмов классификации и сериации  предметов по размеру………………………….15

2.1 Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста приёмов классификации и сериации предметов по размеру ………..……..15

2.2 Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22

2.3  Повторная диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста приёмов классификации и сериации предметов по размеру……………………………….………………………………….……..33

Заключение……..……………………………………….………………….….41

Список использованых источников……………………………………….…43

Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………...46

Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………...47

Приложение 3 Протокол № 3………………………………….………….…..48

Приложение 4 Протокол № 4………………………………….………….…..49

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………….………………..3

§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6

§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9

§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15

§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22

Заключение……..………………………………………….…………………….31

Список использованых источников 33

Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36

Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37

Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38

Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социокультурные, экономические  и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования  дошкольников, которое ориентировано на развитие умственных способностей. Актуальным становиться развитие логического мышления, позволяющего человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность[7:19].

Основными показателями умственного  развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и  явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные  в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и являются основой интеллекта ребенка[9:12].

Важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления, которые являются условием успешного обучения в начальной школе. Недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов[5:113].

В исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сериация и классификация[20;103].

В психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, и др. была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации и классификации предметов по величине) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения[15:78].

В настоящее время существуют программы, ориентированные на развитие мышления ребенка, его умственных способностей. Таковыми являются программы развивающего обучения «Развитие», «Детство» и другие[17,18].

Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании.

Актуальность исследуемой  нами проблемы вытекает из недостаточной  разработанности содержания педагогической работы  по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в процессе овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру в условиях ДОУ.

Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.

Объект работы: процесс овладения рациональными способами  классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • изучить исследования учёных по данной проблеме;
  • рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
  • исследовать процесс овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать систему игр и упражнений по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста;
  • экспериментально проверить педагогические возможности системы игр и упражнений по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Методы исследования:

-  теоретического уровня: анализ теоретических источников по проблеме исследования;

-  эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования: исследование осуществлялось на базе детского сада «Золушка» г. Лесосибирска. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте от 5лет 10 месяцев – до 6 лет 10месяцев (сентябрь-ноябрь 2011г.).

Практическая значимость связана с возможностью использования разработанной системы игр и упражнений по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста в практике педагогов дошкольных учреждений и родителей.

Структура и объём  работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (32 наименования) и 5-ти приложений. Результаты исследования представлены в 6-ти таблицах и 6-ти рисунках. Общий объём работы 49 страниц.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕИЯ РАЦИОНАЛЬНЫМИ СПОСОБАМИ КЛАССИФИКАЦИИ И СЕРИАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ

1.1 Понятия «классификации» и «сериации»

 

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения)[19:31].

Следует учитывать, что при  классификационном разделении множества  полученные подмножества не должны попарно  пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество  и при правильно определенном основании для классификации  ни один предмет не останется вне  определенных данным основанием групп[21:211].

Классификацию с детьми дошкольного  возраста можно проводить:

- по названию (чашки и  тарелки, ракушки и камешки,  кегли и мячики и т. д.);

- по размеру (в одну  группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку  длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

- по цвету (в эту  коробку красные пуговицы, в эту  - зеленые);

- по форме (в эту  коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам  нематематического характера: что  можно и что нельзя есть; кто  летает, кто бегает, кто плавает;  кто живет в доме и кто  в лесу; что растет в огороде и что в лесу и т.д.[12:47].

Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному  основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом[23:90].

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку и их распределения в соответствии с этим признаком. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т.д.). И просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора)[26:22].

Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами. Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд[31:84].

Например, если из двух объектов меньший  всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в  направлении от самого меньшего к самому большому элементу.

Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:

  • выявить отношения порядка;
  • установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий — меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий — больше следующего);
  • установить взаимообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего);
  • открыть закономерности следования и порядка.

Дети дошкольного возраста осваивают  сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения[28:16].

Действия классификации и сериации предметов по размеру осуществляются одними и теми же приёмами: непосредственного  сравнения (наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения (с помощью предмета-посредника).

Для выполнения классификации и  сериации необходимо выявить основание, т.е. выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо производить  разбиение по классам и упорядочивать  предметы[27:56].

Усложнение классификационных  и сериационных заданий обеспечивается одинаковым путём:

  • постепенным увеличением числа объектов;
  • уменьшение различий по величине между элементами;
  • увеличением числа различительных признаков в предметах[13:48].

И так, в качестве основных структурных  компонентов содержания математического  развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания. Важнейшими из логико-математических представлений являются свойства и отношения. Основными способами познания свойств и отношений являются действия классификации и сериации.

1.2 Особенности овладения рациональными способами  классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста

Информация о работе Овладение рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста