Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………. 3
Сведения из истории………………………………………..…................... 5
Сущность понятия……………………………………………………….... 8
Проблема качества образования как проблема контроля
и оценки образовательной деятельности…………………………………. 12
Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования……………………………………………………………….. 15
Принципы контролирования успеваемости………………………………………… 17
Этапы проверки успеваемости…………………………………………………………….. 19
Виды, формы и организация контроля качества обучения………….... 22
Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения… 28
Рейтинговая система оценивания……………………………………….. 31
Поощрение и наказание как методы стимулирования……………………….. 36
Психолого-педагогические аспекты тестирования……………………. 41
Заключение……………………………………………………………….. 42
Список литературы………………………………………………………. 48

Вложенные файлы: 1 файл

ССОРО реферат.docx

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный  педагогически университет имени  Козьмы Минина

 

Технолого-экономический факультет

 

 

 

 

 

 

Основные подходы к оценке качества подготовки

учащихся и способы их реализации

 

 

 

 

             Выполнила:

   студентка заочного отделения      

                  группы 4Тз5,5                                                                                                 

      Малахова Екатерина

           Проверила:

                            Чайкина Ж.В.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Оглавление.

 

 

  1. Ведение …………………………………………………………………….    3
  2. Сведения из истории………………………………………..…...................    5
  3. Сущность понятия………………………………………………………....    8
  4. Проблема качества образования как проблема контроля

 и оценки образовательной  деятельности………………………………….    12

  1. Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования………………………………………………………………..     15
  2. Принципы контролирования успеваемости…………………………………………      17
  3. Этапы проверки успеваемости……………………………………………………………..      19
  4. Виды, формы и организация контроля качества обучения…………....     22
  5. Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения…    28
  6. Рейтинговая система оценивания………………………………………..    31
  7. Поощрение и наказание как методы стимулирования………………………..    36
  8. Психолого-педагогические аспекты тестирования…………………….    41
  9. Заключение………………………………………………………………..    42
  10. Список литературы……………………………………………………….    48

 

 

 

 

 

 

Введение

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

 Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли  возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

 Оценка знаний и умений  учащихся является важным звеном  учебного процесса, от правильной  постановки которого во многом  зависит успех обучения. В методической  литературе принято считать, что  оценка является так называемой  “обратной связью” между учителем  и учеником, тем этапом учебного  процесса, когда учитель получает  информацию об эффективности  обучения предмету. Согласно этому  выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование  знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного  этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов  обучения на разном уровне.

 Цель  данной  работы – раскрыть  комплексный подход  к системе контроля  в обучении  и выделить  основные  средства  его реализации.

  Учителю при подготовке к уроку  необходимо помнить, что поиски  необходимых форм оценки и  ее организация - это важнейшая   задача  педагога. Кого, когда, сколько  учащихся, по каким вопросам, при  помощи каких средств нужно  спросить и оценить – всё   это должно  быть  продумано   учителем при подготовке  к  уроку. Наряду  с этим  следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных  мероприятий. Однако главным действующим  лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс  обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая  и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным Оценка должна восприниматься учащимися  не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся  у него знаний, убедиться, что его  знания и умения соответствуют предъявляемым  требованиям. Следовательно, к целям  учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым  требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.

  Так, например, проверка результатов  и проставление отметок может  производиться самими учащимися.  При такой форме проверки они  ощущают значимость контроля, выясняют  свои ошибки, при проставлении  отметок развиваются самокритичность  и ответственность. Такой вид  работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал  цели оценки знаний и умений  учащихся только как диагностирование  и учет знаний.

 

 

 

Сведения из истории

  Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются  в диагностирование как необходимые  составные части. Это очень  древние компоненты педагогической  технологии. Возникнув на заре  цивилизации, контролирование и  оценивание является непременными  спутниками школы, сопровождают  ее развитие. Тем не менее, по  сей день идут жаркие споры  о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги  спорят, что должна показывать  оценка: должна ли она быть  индикатором качества – категорическим  определителем успеваемости обучаемого  или же, наоборот, должна существовать  как показатель преимуществ и  недостатков той или иной системы  (методики) обучения. Противоречивый  характер школьной оценки отметил  еще Я.А. Коменский, обратившись  к педагогам с призывом разумно  и взвешенно пользоваться своим  правом на оценку. Требование  объективности контролирования  в сочетании с гуманным отношением  педагогов к обучаемым пронизывает  все дидактические системы. 

  Первая балльная система оценок  возникла в средневековых школах  Германии. Каждый балл обозначал  разряд ученика по успеваемости  среди других учащихся (1-й –  лучший,  2-й – средний, 3-й –  худший). Позже средний разряд, к  которому принадлежало наибольшее  число учеников, дополнительно разделили  еще на три класса, в результате  чего получилась пятибалльная  шкала, которую и заимствовали  отечественные педагоги.

  Строго критиковал современные  ему формы контроля К.Д.Ушинский. характеризуя его недостатки, подчеркивал  прежде всего то, что существующие  подходы и способы подавляют  умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного  или нескольких учащихся, а остальные  в это время считают себя  свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время,  сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке  ученик не способен проявлять  любознательность, инициативу.

  В новой демократической школе  не должно быть формального  контроля. Дидактический контроль  как своеобразный метод обучения  должен иметь ярко выраженную  обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем,  быть необходимым и полезным  прежде всего самому обучаемому.

  Попытки изменить подходы к  школьному контролю, принимаемые  в прошлом, ничего не дали, поскольку  почти все предложения и нововведения  группировались вокруг одного  вопроса – использовать ли  в школах оценки, или обходиться  без них. В мае 1918 г. постановлением  народного Комиссариата «Об отмене  оценок» вместе с оценками  были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы  учета и контролирования успеваемости  учащихся. С этой целью, в частности,  практиковались особые тетради  учета, фамилии лучших и худших  учащихся записывались на так  называемых «красных» и «черных»  досках, внедрялось «социалистическое  соревнование» и т.д. 

  В результате в те годы вместо  контроля успеваемости, проводимого  учителем, получили широкое распространение  различные формы самоучета. 

  Система учета знаний по бригадно-лабораторному  методу, некритически перенесенному  из буржуазной школы (учитывалась  работа бригады всей в целом), приводила к обезличке учета  успеваемости, а в конечном итоге  – к снижению качества обучения.

  Центральный Комитет партии подверг  острой критике эту организацию  работы в школе и дал указания, направленные на перестройку  учебно-воспитательной работы в  школе. В постановлении ЦК ВКП  (б) от 25 августа 1932г. «Об учебных  программах и режиме в начальной  и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учета школьной  работы должен быть положен  текущий индивидуальный, систематически  проводимый учет знаний учащихся»  и что преподаватель должен  в процессе учебной работы  внимательно изучать каждого  ученика. 

  В последующие годы была проведена  большая работа по созданию  строгой и упорядоченной системы  учета успеваемости, сложилась система  методов проверки и оценки  знаний, умений и навыков. 

  В 1935 году – дифференцированная  пятибалльная система оценок  через словесные отметки («отлично»,  «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»,  «очень плохо»). В 1944 году словесные  отметки были заменены цифровой  пятибалльной системой оценок.

  В настоящее время в российской  школе принята пятибалльная система  отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия

  Зависимость продуктивности обучения  от количества, качества, полноты,  своевременности (оперативности), глубины,  объективности контролирования  - общая закономерность дидактического  процесса. В нынешней теории еще  нет установившегося подхода  к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и  других, с ними связанных. Нередко  они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

  Общим родовым понятием выступает  «контроль».

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

  Выявление и измерение называют  проверкой. Поэтому проверка –  составной компонент контроля, основной  дидактической функцией которого  является обеспечение обратной  связи между учителем и учащимися,  получение педагогом объективной  информации о степени освоения  учебного материала, своевременное  выявление недостатков и пробелов  в знаниях. Проверка имеет целью  определение не только уровня  и качества обученности  учащегося,  но и объема учебного труда  последнего. Кроме проверки контроль  содержит в себе оценивание (как  процесс) и оценку (как результат)  проверки.

  Количественная оценка знаний, умений  и навыков, приобретенных учащимися  выражается в баллах (отметках), а  качественная – в оценочных  суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств  и недостатков ответов учащихся.

Оценка  знаний, умений и навыков рассматривается  в дидактике как процесс определения  количественных и качественных показателей  теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным  требованиям.

  В табелях успеваемости, классных  журналах, базах (банках) данных и  т.д. оценки фиксируются в виде  отметок (условных обозначений,  кодовых сигналов, «зарубок», памятных  знаках.

Основой для оценивания успеваемости учащегося  являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля –  это способы, с помощью которых  определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Категория «качество» прочно вошла  во все сферы жизнедеятельности  общества, включая и сферу образования. Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1994г. было принято следующее  определение качества: «Качество  – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленным и  предполагаемым потребностям». «Качество» рассматривается не только как результат  деятельности, но и как возможности  его достижения, в виде внутреннего  потенциала и внешних условий. Следовательно, понимание «качества подготовки»  включает в себя: результат образовательной  деятельности и условия формирования этого результата. Условия составляют ту среду, в которой возникает, существует и развивается объект (в частности  процесс обучения). Необходимыми условиями  формирования результата образования (качества подготовки) являются: качество целей и организационно-правового  обеспечения, качество образовательной  программы, качество преподавательской  деятельности, качество учащихся, качество материально-технического, информационного  обеспечения.

Информация о работе Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации