Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
«ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
Сивуха Ольга Викторовна
Студентка 2 курса ЗФО
Педагогического факультета
специальности
«Музыкальное искусство»
(подпись, дата)
Научный руководитель:
Шарапова Инна Анатольевна
Витебск,2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия «
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня
2.2. Развитие коммуникативных
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………37
Приложение……………………………………………………
Введение.
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства. Ведь
именно школьный учитель реализует цели и задачи обучения и
воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую,
общественную, художественно-эстетическую и спортивно-
оздоровительную деятельность учащихся, направленную на их развитие и
формирование разнообразных
Сегодня в школах работают учителя, которые добиваются высокого
качества обучения и воспитания, проявляют методическое творчество,
обогащают передовой педагогический опыт. Однако нельзя не
констатировать тот факт, что по ряду многих причин в современных
учебных заведениях явно недостаточно педагогов, осуществляющих
педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне.
Более того, намечается некоторая тенденция к снижению уровня
профессионального роста учителей.
Это связано как с
сложностями социально-экономической жизни нашей республики, так и с
существенными недостатками процесса подготовки учителя-
профессионала в средних и высших
специальных учебных
которые иногда можно рассматривать как следствие не совсем верных
психолого-педагогических установок по этой сложной проблеме. Однако
общественное положение, профессиональный престиж учителя в немалой
степени зависят и от него самого: от его жизненной позиции, человеческих
свойств и качеств, эрудиции и качества выполняемой им педагогической
деятельности, которая является далеко не простой. Особенности профессиональной педагогической деятельности – это: управляющая деятельность педагога, т.е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся); педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером Человека; педагог должен постоянно учиться сам. Третья особенность педагогической деятельности – постоянное саморазвитие. Педагог «и начальник, и актер, и ученик». В этом плане перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Даже глубокие знания педагогической теории не снижают тех трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться в своей деятельности. Дело в том, что педагогическая теория содержит обобщенные положения о том, как нужно
осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие
методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом
разнообразии конкретного и единичного и часто ставит такие вопросы, на
которые нет прямых ответов в педагогической теории. Поэтому от
учителя, призванного профессионально осуществлять педагогический
процесс в школе, требуется не только глубокое и всестороннее знание
теоретических положений педагогики, но и большая практическая
подготовка, гибкость педагогического мышления, умение творчески
решать задачи учебно-воспитательной деятельности, что в конечном итоге
и определяет уровень его профессионализма. [http://ptcevolution.me]
Во многих странах мира (США, Япония, Германия) профессиональная успешность является одной из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерием оценки любого специалиста, универсальным социопсихологическим мотивом самоидентификации личности ( Р. Берне, К. Левин, А. Маслоу, Д. Рейнор, К.Хекхаузен).
Белорусское государство и общество также постепенно стали осознавать ценность профессиональной успешности во всех видах человеческой деятельности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что нынешнее общество стало нуждаться в социально активных профессионалах, имеющих фундаментальное образование, основательную практическую подготовку, высокие нравственные принципы.
Развитие образования, повышение
эффективности всего
Учителей, ориентированных на достижение успеха в деятельности, отличает гражданская и профессиональная направленность личности; способность к самопознанию; умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного педагогического процесса и адаптировать её к конкретным условиям, проанализировать собственный опыт.
В этой связи профессиональная успешность педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность учителя, приобретающая характеристику профессиональной субкультуры.
Это актуализирует разработку проблем, обращённых к формированию личности педагога, обоснованию условий развития его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно – смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении педагогических знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание его ценностных ориентаций; повышает эффективность процесса интеграции учителя в профессионально – педагогическую среду и соответствующую субкультуру.
Категория « Профессиональный успех учителя» стала рассматриваться в специальных научных работах на территории РБ лишь в конце XX века.
Чешский педагог – гуманист Я. А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. [Коменский Я. А. Избр. Пед. Соч. – М, 1995. – с. 248 – 284]
К.Д. Ушинский охарактеризовал общественное
значение профессии учителя: « Воспитатель,
стоящий в уровень с
Американский психолог Р. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя являются разнообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и др.
Известный педагог и деятель в области образования XIX века А. В. Дестервег выдвигал общечеловеческую цель воспитания: «служение истине, добру, красоте. В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемых гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». [ Дистервег А. Избр. Пед. Соч. – М, 1956 – с. 237].
« Воспитание во имя счастья ребёнка»,
- таков гуманистический смысл
педагогической деятельности В. А.
Сухомлинского. [Педагогика:пед.теории,
В работах А. С. Белкина, У. Глассера, И. А. Натанзон, С. Л. Соловейчика изучается опыт стимулирования профессионального успеха учителя в педагогических системах А.С. Макаренко, В. Н. Сороки – Россинского, В. А. Сухомлинского и разрабатываются технологии создания учителем ситуации успеха для ученика. [www.jptschool.narod.ru]
Работы перечисленных авторов создают базу для изучения профессиональной успешности учителя. Однако до настоящего времени содержание понятия « профессиональная успешность учителя» не раскрыто, несмотря на использование его учёными, учителями и работниками системы управления образованием при оценке результатов и качества образовательного процесса. Природа профессиональной успешности учителя исследована лишь в контексте деятельностного подхода. Так, педагог Е. В. Ерофеева определяет профессиональную успешность учителя как « способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающийся позитивным педагогическим результатом». Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между объективно растущей потребностью в становлении успешного педагога и неразработанностью механизмов развития профессиональной успешности учителя.
С учётом этого противоречия был сделан выбор темы: «Особенности профессионально-педагогической деятельности».
Цель исследования: Раскрыть роль профессионализма, как важнейшее условие успешности педагогической деятельности.
Задачи исследования:
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя.
Предмет исследования: Пути формирования профессионализма учителя.
Гипотеза исследования: Развитие профессионализма учителя обеспечивается за счёт усиления мотивации педагога на признание успеха как субъективной и гражданской ценности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской и психолого – педагогической литературы, моделирование, наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение результатов деятельности учителей и опытной работы, метод экспертных оценок, статистические и графические методы обработки материалов исследования.
Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности