Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является сбор литературных данных по теме
«Развивающее обучение».
Задачи:
· Выявить технологии организации развивающих видов деятельности
школьников, современные подходы к теории личностно-развивающего обучения;
· Рассмотреть соотношение обучения и развития в
педагогике, уровни развития ребенка;
· Выделить концепции развивающего обучения;
· Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения.
· Рассмотреть системы развивающего обучения, используемые в
школе.(Рассмотреть на примере одной);
· Выявить психологические основы развивающего обучения; и т. д.
Курсовая: Развивающее обучение
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрение термина «развивающее обучение» предполагает прежде всего изучение проблемы соотношения обучения и развития, которая всегда
признавалась одной из стержневых проблем педагогики. На различных
исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой
методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности
развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего
в этом развитии. Эта тема актуальна в педагогике в настоящее время, так как
она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых
признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в
процессе возрастного развития.
Целью настоящей курсовой работы является сбор литературных данных по теме
«Развивающее обучение».
Задачи:
· Выявить технологии организации развивающих видов деятельности
школьников, современные подходы к теории личностно-развивающего обучения;
·
Рассмотреть соотношение
педагогике, уровни развития ребенка;
·
Выделить концепции
· Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения.
·
Рассмотреть системы
школе.(Рассмотреть на примере одной);
· Выявить психологические основы развивающего обучения; и т. д.
Технология организации
школьников. (Педагогика. С. 454-456.)
Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих
видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению
посвящены работы В.М. Коротова, А. Ю. Гордина и других исследователей.
Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением
самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом
приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений
педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках
педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической
целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу
которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным
более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации
действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек,
традиций1.
Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его
доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей
словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать
совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или
иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых
порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным
(посильным) на данный момент.
Значимость педагогического требования, если оно удовлетворяет названным
условиям, при организации деятельности трудно переоценить, поскольку в нем
изначально заложено уважение к личности воспитанника.
А.С.Макаренко формулировал его как "единство требования к личности и уважения к
ней".
Овладевая конкретной
технологией организации
детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии
должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от
него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение
перерастать в требование-принцип (В. М. Коротов).
Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода
организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С. Л. Рубинштейна,
что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они
обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой
связи они не всегда могут быть приемлемы
2. Это означает, что
в условиях педагогического
рассматриваться только в контексте так называемого рефлексивного
управления.
Современные подходы к разработке теории
личностно-развивающего
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана прежде всего с
идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х
гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех
принципах, которые ориентируют только на психическое развитие человека.
Идея личностно-развивающего образования нашла отражение в педагогике
сотрудничества - направлении в практике обучения и воспитания, которое
оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в противовес
административной и академической педагогике. Это направление представляли
педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов,
Е.Н.Ильин и др.), не признаваемые официальными педагогическими кругами.
Изучение их работ позволяет понять и почувствовать общий для них
гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических
технологий. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и
трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному,
реальному Я ребенка1.
Под педагогикой сотрудничества новаторы понимали установление гуманных
взаимоотношений между
участниками педагогического
необходимым условием гармоничного развития личности. Ее значение состоит в том,
что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса, показала
пути их разрешения,
привела к осознанию
оснований современного образования и педагогической науки и утверждению в
общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования. Эта
идея нашла отражение в ценностных ориентациях педагогики сотрудничества,
складывающихся из ряда гуманистических установок.
Одной из таких установок является принятие любого ученика таким, каков он
есть: "мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они
есть" (Ш.А. Амонашвили); воспитание начинается "с поразительно простого,
бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он" (Е.Н.Ильин); педагог
должен увидеть ребенка таким, какой он есть "внутри себя", каким знает себя
"только он сам" (Е. Ю. Сазонов). В том случае, если эта установка искажается
под влиянием разного рода императивных стереотипов долженствования, то
возникает основа для внутреннего неприятия, отвержения педагогом учащегося,
обесценивания его подлинного Я. Соответственно, это и источник
протеста ребенка, его стремления во что бы то ни стало осуществить
самоутверждение. Вполне очевидно, что прямое обращение педагога к ученику,
диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем и, в конечном
счете, действенная помощь ребенку возможны только тогда, когда он принимается
таким, каков он есть.
Другая установка связана с эмпатийным пониманием ученика. Существует
оценочное и эмпатийное (сочувствующее, сопереживающее) межличностное понимание.
Основой оценочного понимания является социально-перцептивный образ (стереотип),
формирующийся у педагога в процессе ролевого общения с учащимися и позволяющий
предсказывать и непротиворечиво объяснять свои действия и поступки по отношению
к ним. Например, учитель знает и оценивает ученика как отличника или как
двоечника. Эти стереотипы служат своеобразным ракурсом восприятия и понимания
ребенка. При эмпатийном понимании, напротив, учитель действует всегда по
принципу "здесь и теперь", пытаясь проникнуть во внутренний мир ученика и
увидеть окружающее его глазами: "понимать детей - значит стать на их позиции"
(Ш.А. Амонашвили); "посмотреть на все глазами своего детства" (Е.Н.Ильин);
"постоянно учиться
смотреть на себя глазами
Установка на эмпатийное понимание ученика, так же как и установка на принятие
личности, дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого
межличностного общения с учеником, оказания ему помощи именно тогда, когда
она больше всего необходима.
И наконец, установка на открытое, доверительное общение. Мысли и
переживания педагога не маскируются социальной ролью, а раскрываются открыто и
адекватно учащимся. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и
сомнений, проблем и находок, радостей и печалей открыт для них. Такое доверие
учителя порождает, в свою очередь, доверие учащихся к нему, их желание
поделиться с ним своими устремлениями, вступить в равноправный диалог:
"по-настоящему учитель открыт только ребятам" (Е. Н. Ильин); "истинный урок -
это всегда диалог всех, кто в классе: учителя и учеников" (Т.И.Гончарова);
"важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились с тем, что они
внушают ребятам" (А.А.Дубровский). Установка на открытое общение требует, чтобы
педагог не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. В этом случае он
дает возможность учащимся понять, принять и полюбить себя таким, какой он есть.
В свою очередь, доверительное отношение учащихся к педагогу есть условие его
личностного роста и совершенствования.
Названные установки педагогики сотрудничества как раз и выступают личностными
предпосылками гуманизации процесса обучения. Нельзя предвидеть эффективность
применяемых педагогических стратегий и тактик, если не учитывать личностные
параметры педагога, его синтонность (эмоциональное созвучие) по отношению к
учащимся и педагогической деятельности, а также меру аттрактивное педагога,
т. е. привлекательности для учеников.
В работах, обобщающих опыт педагогов-новаторов 80-х гг., как правило,
перечисляются те приемы, которые они используют в своей деятельности
("опорные сигналы", "комментированное письмо", "творческие дневники",
"безотметочное учение", "литературная деталь" и др.). Однако в их