Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Иркутской области 
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение 
Среднего профессионального образования 
«Братский педагогический колледж» 
Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

Допущена к защите

_______          __________________

дата             зав. каф.общей и дошкольной

                     педагогики и психологии

 

 

Выполнила:

Иванова Ольга Николаевна

специальность: 050704

дошкольное образование

курс 3группа 32Д»

Допущена к защите

_______       _____________________

дата                 зам. директора по НМР

Руководитель:

Зюзляева Нина Павловна

преподаваемая дисциплина:

методика развития речи


 

 

                                                              нормоконтроль _____________________

                                                                                                 (роспись)

                                                            Оценка                                                        .

 

2013

Братск

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы формирования  коммуникативных умений у детей  старшего дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки  и умения»…………………………………………………………………6

1.2. Особенности развития коммуникативных  навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15

 

1.3. Организация самостоятельной  деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22

 

2.Развитие коммуникативных навыков  в самостоятельной деятельности  детей старшего дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития  коммуникативных навыков у детей  старшего дошкольного возраста……………………………………………….34

 

2.2. Развитие коммуникативных навыков  в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

…………………………………………………………………………………….59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

…………………………………………………………………………………….61

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Заложить основы  целостной гармонично развитой  личности – главная задача  любого учреждения, работающего  с детьми. Но в силу нестабильности  в социальной среде, одной  из  главных выходит на первый  план проблема общения, его роль  в формировании личности.

     Каждый ребёнок уникален, неповторим и способы взаимодействия  с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослым практика  общения с детьми обогащает  и преобразует их коммуникативные  потребности. То, что мы заложили  в душу ребёнка  сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть-чуть спереди» - общение на равных, но с определённой дистанцией. В ребёнке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребёнка, а наоборот поднимаете его до своего уровня).

    В дошкольном возрасте  ребёнок делает первые самостоятельные  шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в  этот период опыта в немалой  степени зависит от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношения со сверстниками.

   Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных А.А.Бодалёва, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими,  как залог их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов,  (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, посредством других людей.

    Китайская мудрость гласит : «Делай великое, пока оно ещё  мало, потому что всё великое  начинается с малого». В данном  случае её можно понимать в  таком контексте: чем раньше мы  научим своего ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.

    Проблема развития коммуникативных  навыков дошкольника актуальна и по сегодняшний день , так как не существует универсальных решений всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая очень сильным желанием терпением и любовью, сможем дать ребёнку всё лучшее.

    Актуальность проблемы, её социальная значимость и недостаточная разработанность определила тему нашего исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности».

Цель исследования:

изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.

Объект исследования:

процесс формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет в самостоятельной деятельности.

Предмет исследования:

Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшей группы.

     В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность понятий  «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные  умения».

2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.

3. Провести диагностику развития  коммуникативных навыков у детей  старшего дошкольного возраста.

4. Организовать самостоятельную  деятельность детей старшего  дошкольного возраста для формирования  коммуникативных навыков.

   Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы.

2. Беседа с воспитателями, родителями.

3. Наблюдение за детьми в самостоятельной  деятельности.

4. Диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы формирования  коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки», «коммуникативные умения»

   

 

     В соответствии с  действующими федеральными государственными  требованиями появилась образовательная область с новым названием – «Коммуникация». Какое новое содержание педагогической деятельности, какие новые подходы в организации педагогического процесса предполагает данное название? Что должно измениться в работе воспитателя при реализации данного раздела Программы? Для ответа на эти вопросы обратимся к содержанию термина и определению понятия «коммуникация».

    Коммуникация ( от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно – ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными действиями. Таким образом, коммуникация – это общение ради передачи определённо информации  и понимания её смысла собеседником. Поэтому коммуникация – это эффективный педагогический инструмент в руках воспитателя.

   Коммуникативная деятельность  предполагает:

- осуществление передачи и освоения  содержания социально – исторического  опыта человечества: в процессе  коммуникации воспитатель передаёт  детям знания, стимулирует их самостоятельное познание;

- передачу опыта различных видов  деятельности и обеспечение их  освоения: коммуникация является  условием для освоения детьми  разных видов деятельности ( трудовой, игровой,  познавательно – исследовательской  и т.д);

- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата: в процессе коммуникации устанавливается эмоциональное взаимодействие воспитателя с ребёнком, что позволяет им оказывать влияние на поведение, настроение, состояние друг друга.

    Основные функции коммуникации: управленческая, информативная, эмотивная  и фатическая (связанная с установлением  контактов). Ведущей является правленческая  функция: главной главной осознаваемой или неосознаваемой целью коммуникации является намерение её участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

   По соотношению этих функций  определяются виды сообщений, предлагаемых  в процессе коммуникаций и  часто используемых воспитателями с детьми:

- побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);

- информативные (передача реальных  или вымышленных сведений);

- экспрессивные (возбуждение эмоционального  переживания);

- физические (установление и поддержание контакта)

   Универсальным средством  коммуникации является речь, с  помощью которой не только  передаётся информация, но и осуществляется  воздействие друг на друга  участников совместной деятельности.

   Толковый словарь русского  языка связывает общение со  словами «общность»,  «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда...» и т.п.;

     По мнению Ю. А. Кобазева  коммуникативные навыки – это  осознанные коммуникативные действия  детей ( на основе знаний структурных  компонентов умений и коммуникативной  деятельности ) и их способность  правильно строить своё поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

   Коммуникативные навыки  по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают  в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию  коммуникативные навыки объединяют  в себе информационно-коммуникативные, регуляционно – коммуникативные и аффективно – коммуникативные группы умений (Л.Р. Мунирова).

   Коммуникативные навыки  – это характеристика особенностей  ориентации человека в коммуникационных  процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора (Т. М. Дридзе).

   Необходимым условием, свидетельствующем  о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с  партнёром по общению, к возможности встать на другую точку зрения, т.е. в общении всегда есть диалог. В психологии общение рассматривается как особая деятельность (Т.В.Драгунова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца и др. В соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более). Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнёров. Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, оно всегда имеет своё содержание , которое связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора , или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности