Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Направление подготовки / специальность     ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:

                                         Приказ № _________

от «____»_      _____ 20    г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Вид ВКР (нужное вписать) _______Бакалаврская работа________________________                                                                                                 

     бакалаврская работа, дипломная работа (проект), магистерская диссертация

 

Тема:  Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

 

 

Студент (ка): / _______________ /

            Ф. И. О.        подпись

 

№ контракта

 

 

 

Научный руководитель:

подпись

 

Дата представления работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  
Введение ……………………………………………………………………………….….3 
1 Теоретический анализ проблемы развития  речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7

1.1 Особенности развития речи  детей дошкольного возраста…………………………7

1.2 Виды и средства театрализованной  деятельности…………………………….…..12 

1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22

2 Эмпирическое исследование развития  речи детей дошкольного возраста  средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30

2.1 Организация и методы исследования  развития  речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30

2.2 Оценка эффективности работы  по развитию речи средствами  театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38

2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48

Заключение…………………………………………………………………………….…51

Глоссарий……………………………………………………………………………..….55

Список использованных источников ………………………………………………..…58

Приложение……………………………………………………………………………....61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек живет в коллективе, в обществе. Общественные условия жизни и коллективный труд вызывают необходимость постоянного общения людей.

Наиболее совершенной и результативной формой общения между людьми является речь.

С помощью речи люди обмениваются мыслями, идеями, предают свои настроения, чувства. [18]

Речь как средство общения характерна только для человека, является сугубо человеческим приобретением в процессе исторического развития. Животные не обладают речью. Только «в человеке прибавляется, можно думать, - пишет И.П.Павлов, -специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы – речь» [28]

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний и умений, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающим их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Как известно, хорошее владение речью играет весьма значимую роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения. Такие люди оказываются более успешными как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни. В известном смысле каждый из нас имеет свой «речевой фасад», который при первом знакомстве формирует то впечатление, которое мы производим на другого. В личных и деловых отношениях с людьми не меньшее значение имеет умение достаточно полно понять собеседника, учителя, лектора. А понять – означает не только уяснить смысл произнесенных слов и фраз, но и догадаться о подтексте сказанного. Иногда, как известно, именно подтекст и представляет основной интерес для участников беседы: в нем выражаются истинные намерения и мысли говорящего.

Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От владения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть.[17]

Центральной задачей работы с дошкольниками является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для их полноценного и всестороннего развития, которые включают в себя формирование адекватных процессов интеллектуального, эмоционально-волевого, речевого, двигательного развития ребенка. [22]

Речевая сфера является одним из параметров психического развития ребенка, она существенно влияет на успешность его обучения в школе, являясь одним из критериев готовности к школьному обучению.

Исследование данной темы актуально для повышения эффективности деятельности психологов, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данная тема является важной при создании программ для развития речи детей дошкольного возраста, создания специальной среды и условий в практической деятельности специалистов работающих с детьми.

Объект исследования – речевая деятельность детей дошкольного возраста (4-6 лет).

Предмет исследования – развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования –  специально организованные занятия по развитию речи, основанные на средствах театрализованной деятельности, способствуют развитию речи дошкольников.

Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
  3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
  4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
  5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Поставленная цель и задачи определили выбор используемых методов исследования:

  1. Методика «Словарная мобильность».
  2. Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)
  3. Методика Эббингауза.
  4. Тест различения и выбора фонем (тест «Звукоразличения»)

В первой главе представлены данные литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. При этом дана краткая психолого-педагогическая характеристика развития речи детей дошкольного возраста. Показано, что средства театрализованной деятельности, являются важным методическим инструментом в развитии речи дошкольников, а также их всестороннего, гармоничного развития.

Во второй главе описываются организация и этапы проведения эмпирического исследования, полученные результаты и выводы.

Исследования проводились с детьми дошкольного возраста, посещающими МДОУ  « Детский сад общеразвивающего вида №1 с.им.Бабушкина». Данные получены в процессе преддипломной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический анализ проблемы  развития  речи дошкольников средствами  театрализованной деятельности

 

1.1 Особенности развития речи  детей дошкольного возраста 

 

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. [21]

Для любой деятельности человека необходимо не только понимать слова родного языка, но и употреблять их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова – «кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять их по числам, падежам, родам и т.д. (развитие грамматического строя речи); нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи). [14]

Главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение. [9]

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.[21]

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. [21]

Язык создается, реализуется, изменяется конкретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя.[30]

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова – это всегда обобщение.

Выделяются две основные функции языка (и речи): передача информации (общение) и ее обобщение (мышление). [24]

В отличие от языка, речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. [21]

Речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. [21]

В задачи развития речи входит формирование словаря и грамматически правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой. [8]

Таким образом, речь – это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. [9]  Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А.Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств». [20]

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период – это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро, и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий период – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т.е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. [21]

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности