Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества. Задачи: провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования; изучить современные формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере конкретного детского сада; обработать полученные результаты и обсудить их; подвести итог исследования по изучению сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья как социально-культурная среда развития ребенка …… 5
1.1. Сущность и основные характеристики современной семьи …………….. 5
1.2. Роль семьи в формировании личности ребенка …………………………. 18
Глава 2. Сотрудничество родителей и педагогов как
условие обновления воспитательной системы
дошкольного образовательного учреждения………………………………. 25
2.1. Возможности сотрудничества дошкольного образовательного
учреждения и семьи……………………………………………………………. 25
2.2. Основные направления и формы сотрудничества дошкольного
образовательного учреждения и семьи ………………………………………. 31
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Семья и дети.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования саратовской области

ГБОУСО СПО «Вольский педагогический колледж

им. Ф.И. Панферова»

 

 

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Специальность: 050144 «Дошкольное образование»

 

 

 

 

          Научный руководитель:                                    Выполнила студентка

          Гурова Г.И.                                                        заочного отделения

                                                                                      группы № 272

                                                                                      Лапшина Ольга Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Вольск 2014

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Семья как социально-культурная среда развития ребенка …… 5

1.1. Сущность  и основные характеристики современной  семьи …………….. 5

1.2. Роль семьи  в формировании личности ребенка …………………………. 18

 

Глава 2. Сотрудничество родителей и педагогов  как 

условие обновления воспитательной системы

дошкольного образовательного учреждения………………………………. 25

2.1. Возможности  сотрудничества дошкольного образовательного

учреждения  и семьи……………………………………………………………. 25

2.2. Основные  направления и формы сотрудничества  дошкольного

 образовательного учреждения и семьи ………………………………………. 31

 

Заключение…………………………………………………………………….. 38

 

Список  литературы…………………………………………………………… 40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и  дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Целью курсовой работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества.

Объектом исследования выступает воспитание детей.

Предмет исследования - сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.

Задачи:

    • провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
    • изучить современные формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере конкретного детского сада.
    • обработать полученные результаты и обсудить их;
    • подвести итог исследования по изучению сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 32 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Семья как социально-культурная среда развития ребенка

1.1. Сущность  и основные характеристики современной семьи

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее “производством и воспроизводством” непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания [6: c. 21].

В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические  и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

Анализ реально  складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Семья - малая  социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных  связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [5: c. 42].

Жизнь семьи  характеризуется материальными  и духовными процессами. Через  семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья  не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные  отношения могут быть, как и  персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи  отражается в ее функциях, в структуре  и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство  в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве  населения. Можно сказать, что это  самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т. к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Сейчас средняя  семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5-6 человек), а наименьший показатель - население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 80-х  гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может  безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 2007 г. смертность превысила рождаемость в России.

На поведении  молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания [9: c. 63].

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной  стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность - основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать  процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской  функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к  установлению равноправия в семье  позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону  феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической  самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет  к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная  ячейка является воспитательной колыбелью  человечества. В семье главным  образом воспитываются дети. В  семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами [10: c. 89].

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве  случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает  опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с  одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата.

Семья оказывает  влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в  самом начале жизненного пути, когда  закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как  никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче  и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Информация о работе Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании детей