Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;
2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

НАРОБОТКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть?

К сожалению, все предпринимаемые  попытки остановить рост детской  наркомании, алкоголизма и табакокурения  до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление  о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и  наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки  на наркотизацию - желания попробовать  дурман.

Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек  должен успешно строить отношения  с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности  за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью  совпадают с собственно задачами воспитания.

Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы  до знакомства с наркотиками имели  опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.

На современном этапе  развития педагогической науки обострились  проблемы теоретического и практического  характера, необходимость научного решения которых детерминируется  особенностями социокультурной  ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в  массовых масштабах многообразные  формы вредных привычек, к которым  следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных  привычек являются алкоголизация и  табакокурение подростков.

Актуальность  проблемы позволило определить тему исследования: «Табакокурение и употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема».

Проблема исследования заключается  в том, чтобы на основе теоретических  положений организовать профилактическую работу с подростками по снижению зависимости от алкоголизма и табакокурения.

         Объект исследования – профилактика алкоголизма и табакокурения у подростков.

         Предмет исследования – деятельность социально педагога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков.

         Цель данной работы раскрыть деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков.

Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.

В соответствии с указанной  целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма и табакокурения в теории и практике образования;

2. Подобрать социально педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

современные научные исследования природы социальных норм и отклонений от них, в частности, синтезирования двух подходов к личности человека и к его отклоняющимся видам  поведения (алкоголизм, табакокурение  и наркомания), а так же деятельность социального педагога по профилактике алкоголизации, курения и наркомании у подростков, рассмотрены положения о сущности, психологических особенностях личности подростков и ее развитии (К.А. Абульханова, А. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы валеологии (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина и др.), феноменология развития подростка (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положения и принципы психологии антисоциального поведения личности (С.Л. Арзуманян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.С. Братусь, Я.И. Гилинский, В.Н. Глызырина, А.П. Горбачева М.И. Еникеева, С.А. Ермолаева, Б.М. Зейгарник, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений  на разных этапах исследования использовался  комплекс взаимодополняющих методов  исследования:

- аналитические (теоретический  анализ психолого-педагогической, научно-методической  литературы);

- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);

- формирующие (моделирование,  эксперимент);

- статистические (анализ  и обработка данных эксперимента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Табакокурение,  алкоголизм, как социально педагогическая проблема

 

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные  с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом,  а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.  В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек  в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

         Социальные причины пьянства.                      

Хотя люди буквально с  первых дней знакомства со спиртными  напитками знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную, больную и преступную природу.

Дело в том, что пьяницы  и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения. [1, стр. 46-60]

На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения. Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с другой –  значительным усилением действия причин и условий, вызывающих приобщение широких масс населения к алкоголю.

Недостаточная теоретическая  разработанность вопросов, связанных  с

распространением алкогольного потребления, односторонность в  объяснении

причин пьянства и алкоголизма  до недавнего времени оказывали  отрицательное влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее стратегию и тактику.

Практика антиалкогольной  борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению пьянства и алкоголизма.

В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных  напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание и в материально - бытовой сфере жизни широких слоев населения, обуславливаются действием целого

ряда социально-экономических  причин. Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-исторической обстановки.

Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице, безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве,  войны   и т. п. [8, стр. 100 - 105]

 

    1. Табакокурение подростками, как социально педагогическая проблема

 

Курение – это многоуровневое химическое и психическое воздействие  на организм человека: на клеточном, ферментативно-биохимическом, физиологическом, личностном, психическом,  мировоззренчески-философском уровнях. Вот почему использование лишь одного средства, способа не всегда достигает цели. Только комплексный индивидуальный подход в терапии табачной зависимости гарантирует не только «обрыв» курения, но и помогает пациенту не закурить в дальнейшем.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей  стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения  непоправимого вреда здоровью курящих  и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих  установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых  людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы  поведения). Общественная мораль в нашей  стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран  курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков  отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками  пожаров и т. п. Директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Российской Федерации академиком Р. Г. Огановым высказана мысль о  том, что «курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.» [23, стр. 96-97]

По данным всемирного исследования ВОЗ 2008- 2009 гг. в России 33,4% подростков 13-15 лет постоянно курят сигареты, употребление табачных изделий (любого табачного продукта) среди этой категории наблюдается в 35,1% случаев.

Особенно велико отрицательное  действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной - одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.

Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной не на запреты табакокурения, а на формирование внутренней личностной установки  на ценность здорового образа жизни. Поиск решения данной проблемы имеет  место в психолого-педагогической литературе (Александров А.А., Журавлева  Л.А., Князев Ю.Н., Лебедева Н.Т., Хриптович  В.А. и др.) и направлен в работах  ученых, прежде всего, на формирование здорового образа жизни. Исследования в данной области создают необходимые  предпосылки для формирования у  подростков ценности здорового образа жизни. [10, стр. 12 - 15]

Среди подростков один из мотивов  курения - это стремление подражать  моде, желание быть похожим на своего кумира. К сожалению, редкие беседы врачей о вреде курения в молодежной среде не приносят желаемого результата. Подростки, во время бесед о вреде курения, часто отвечают: «Я знаю, что рак угрожает через 20-30 лет. Но это наступит не скоро, и кто может гарантировать, что я еще буду жив к тому времени». Подобные ответы объясняются тем периодом времени, который переживает наша страна, а также тем, что юноши и девушки еще находятся в таком возрасте, когда их не очень интересуют проблемы здоровья.

Информация о работе Табакокурение, употребление алкоголя подростками, как социально педагогическая проблема