Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Содержание

Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Артемьевой 2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)


         Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского  края

ГОУ СПО «Педагогический  колледж г. Сретенска»

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Студентки IV курса

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Артемьевой  Ольги Викторовны

     Учебно–исследовательская  деятельность на уроках

математики  в начальных  классах

 

                                                                  Научный руководитель:

                                                               преподаватель математики

                                                            и методики математики

                                               Борисенко А.А.

 

 

Допущена  к защите

                                  Заведующий ПЦК

естественно-математических дисциплин

и физической культуры  Судаков Д.А.

     «    » мая        2011г.

 

 

 

 

Сретенск – 2011

 

Оглавление

Введение                                                                                                 3

§1.Начальное математическое образование (история,                           6

современность, перспективы)

§2.Психолого – педагогические основы учебно –                                 16

 исследовательской  деятельности школьников

§3. Исследовательские  задания как средство развития учебно-         31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики                                                                                          

Заключение                                                                                            45

Литература                                                                                             48

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                       Не существует сколько – нибудь

                                                                      достоверных тестов на одаренность,

                                                                       кроме тех, которые проявляются

                                                                      в результате активного участия

                                                                      хотя бы в самой маленькой

                                                                     поисковой исследовательской работе.

                                                                                                         А.Н. Колмогоров.

      Способность познавать окружающий  мир, действовать адекватно полученной  информации, создавая блага для  людей, является важной чертой образованного человека, ответственность которого за сохранение цивилизации за последнее время значительно возросла.

      Соответственно этому социальное  ожидание нашего общества состоит  в становлении человека нового  типа, имеющего адекватные социальные и методические установки, владеющего познавательными методами и средствами, обладающего потребностью и  готовностью находить решения разного уровня сложности. Это в свою очередь, определяет повышенные требования к образовательному процессу. Появляется острая необходимость и потребность в улучшении подготовки учащихся. 

        Основные направления обновления  содержания и структуры образования  определяют исследовательскую деятельность  как приоритетную. По мнению Л.Н. Куликовой, исследовательская деятельность служит «оформлению смыслов образования и будущей профессиональной деятельности». Именно это обуславливает возможность формирования таких личностно и общественно значимых качеств как креативность, критичность мышления, умение анализировать и адекватно использовать полученную информацию, готовность к интеллектуально образовательной деятельности. В соответствии с новыми общественными запросами проблема развития творческой личности, личности полноценной и самостоятельной успешно разрешается в исследовании. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс обучения и воспитания на должном уровне -  уровне, отвечающем требованиям современного общества.

В современных  условиях собственно -  исследовательская  деятельность

 школьников как таковая не является инновацией, так как ее определенные элементы органически включены в образовательный процесс современной школы. Следует отметить,  что проблема исследовательской деятельности младших школьников недостаточно освещена в научной и методической литературе. Основное внимание в публикации последних лет уделяется методическим проблемам педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский. В.И. Мареев, в.М. Полонский, Н.К. Сергеев и другие), исследовательской деятельности в школах и учреждения  дополнительного  образования  (Н.Г. Алексеева, А.В. Монтовича. А.С. Обухова, Е.С. Полата, И.Д. Чечель), формам и методам исследовательской деятельности школьников (В.И. Андреева, в.С. Безрукова). Исследователи Н.А. Морева, Л.Г. Семухина, Н.Г. Ярошенко, говоря об исследовательской деятельности  школьников, чаще всего имеют в виду учебно– исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат  (теоретическое знание и эмпирический опыт). Исследовательскую деятельность рассматривают в ряду с фундаментальными понятиями как творчество, интеллект, научение

( Ю.К. Бабанский,  М.М. Поташник, В.А. Какн – Калик, В.Я. Ядов, Б. М. Кедров, И.П. Раченко).

      Понятие исследовательской деятельности активно используется в практике современного образования. Несмотря на это, единого общепризнанного определения этому понятию нет. В связи с этим можно установить противоречие: с одной стороны - новые образовательные технологии требуют их применения в школе, с другой  - неоднозначность определения затрудняет возможность более полного    использования этого метода в начальной школе. Выявленное противоречие подтверждает актуальность данной проблемы, что и позволило ее взять в качестве предмета нашего исследования.  

 Тема: Учебно – исследовательская деятельность на уроках математике в начальной школе.

Объект: Урок математики в начальной школе.

Предмет:Развитие учебно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математике в начальной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

    1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления   исторических аспектов развития предмета исследования;

    2) изучить психолого – педагогические основы учебно –    исследовательской деятельности школьников;

    3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.

Гипотеза: если на уроках математики в системе использовать задания учебно-исследовательского характера, то это повысит уровень знаний и познавательную активность младших школьников.

Методы:

   -теоретические: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение;

  -эмпирические: изучение литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа.

 

 

 

 

§1. Начальное   математическое образование: (история,

современность, перспективы)

       На каждом этапе развития начального  образования методическая наука по-разному отвечала на вопросы: « Зачем, чему и как учить?». Рассмотрим ответы на эти вопросы в историческом аспекте.

           До 1949 года приоритетом в начальном образовании были практические цели. Это обусловливалось тем, что до введения общего обязательного 7 – летнего образования начальная школа представляла замкнутый этап. Основным содержанием начального курса математики являлось изучение четырех арифметических действий, решение задач арифметическим способом и знакомство с геометрическим материалом, который был подчинен решению практических задач (размечать земельные участки разной формы, измеряя их длину, ширину, вычислять по формулам площадь и периметр прямоугольника и др.).

  В основу построения содержания курса был положен концентрический принцип (5-6 концентров). В конце 4-го года обучения предполагалось обобщение изученного материала  и ознакомление с отдельными элементами теории (связи между действиями, компонентами  и результатами действий, некоторые свойства действий).

     Используемые методы обучения учитывали следующие особенности детей данного возраста: образность, преобладание «механической» памяти над смысловой, легкость и прочность усвоения многочисленных фактов. В расчете на «механическую» память детям предписывалось запомнить 4 таблицы (2 таблицы умножения и 2 таблицы деления, каждая из которых включала по 100 примеров). Такой подход к обучению математики в начальных классах обосновывался данными возрастной психологии, которая учет реальных познавательных возможностей младших школьников трактовала как необходимость приспособления содержания и методов обучения к особенностям психологического развития детей данного возраста. [16.9]

       Однако в работах Л.С. Выгодского, виднейшего отечественного психолога, еще в начале 30 – х годов XX века отмечалась ошибочность этой позиции, даже по отношению к детям, которые отставали в умственном развитии. Он отмечал, что обучение, которое ориентируется уже на завершенные циклы развития, не ведет за собой процесс развития, а само плетется у него на хвосте. Только то обучения является хорошим, утверждал ученый, которое забегает вперед развития. [17.103]

    Следует  отметить, что 30 – 40 годы прошлого столетия знаменуются совместными исследованиями психологов и методистов по вопросам методики отдельных предметов. По поводу направления этих исследований психолог Н.А. Менчинская писала: «Для того чтобы психология могла полностью ответить на вопросы практики обучения, необходимо подвергать изучению конкретные виды учебной деятельности,  причем исследовать различные формы этой деятельности как закономерный ответ на педагогические воздействия».

   В 30-40 годы  изучались пути усвоения детьми понятия числа и арифметических действий, особенности овладения процессом счета и формирования вычислительных навыков, умение решать текстовые арифметические задачи. При этом большое внимание уделялось изучению роли анализа и синтеза, конкретизации, абстрагирования и обобщений. В 30-х годах прошлого столетия в связи восстановление урока в качестве  основной организационной формы учебной работы в школе, усилия методистов стали направляться на разработку требований к уроку математики, выявления особенностей построения отдельных его этапов, совершенствование методов и приемов обучения. В этот период в теории и практики урока математики начинают использоваться  достижения педагогической психологи (концепции программного обучения, алгоритмизация обучения, проблемного обучения и др.), распространяется опыт работы, как учителей целых регионов, так и отдельных учителей. К концу данного периода назрели проблемы дифференциации и индивидуализации в изучении математике [16. 12].

    Говоря о недостатках методики обучения математике, А.С. Пчелко сетовал на то, что основное внимание методистов сосредоточено на учителе, на методах и приемах, которыми они обучают детей. И совсем, отмечал ученый, не освещаются вопросы о том, как учащиеся воспринимают объяснения учителя, какие затруднения возникают у них при усвоении того или иного раздела математики, в чем причина этих затруднений и как их можно предотвратить.

      В 40 – 50 годы двадцатого века появляются методические работы, построенные на исследовательском экспериментальном материале (Н.Н Никитин, Г.Б. Поляк, М.Н. Скаткин, А.С. Пчелко)  и возникает необходимость в пересмотре содержания обучения в начальных классах [4.43].

     Однако изменения, внесенные в  программу курса арифметики(1960), не коснулась ее сущности. Они сводились к незначительным поправкам, направленным в основном на дальнейшее упрощение курса. Новые веяния, вызванные исследованиями в области методики и психологии, нашли отражение только в объяснительной записке программы. В ней подчеркивалась лишь важность обучения младших школьников общим приемам работы над задачей, важность

формирования  у детей правильных обобщений  и организации различных видов  самостоятельной работы.

     В 1965 году выходит книга М.И. Моро и Н. А. Менчинской

 « Вопросы методики и психологии обучения арифметике…». Целый ряд положений, сформулированных в этой книге остаются актуальными и сегодня, являясь основой для разработки новых методических подходов к усвоению младшими школьниками математического содержания. Приведем некоторые из них.

    - « Для того чтобы младший школьник был активным в процессе обучения, необходимо:

   во–первых, обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе;

  во- вторых,  научите его приемам и методам самостоятельной работы; в – третьих, пробудить в нем стремление к самостоятельности, создав у него соответствующую мотивацию, т.е. сделать для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач».

       -« Широко известная старинная поговорка гласит: «Повторение -  мать учения». Теперь иногда ей противопоставляется другая: «Применение – мать учения.» Вторая формулировка  больше отвечает современным задачам, стоящим перед нашей школой, но надо иметь в виду, что применение знаний не исключает повторения, а включает его в себя, но при этом имеется в виду повторение не однообразное или монотонное, а такое, которое предполагает изменение как самих знаний, так и условий их использования».

Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах