Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Сретенска»
Выпускная квалификационная работа
Студентки IV курса
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Артемьевой Ольги Викторовны
Учебно–исследовательская деятельность на уроках
математики в начальных классах
Допущена к защите
естественно-математических дисциплин
и физической культуры Судаков Д.А.
« » мая 2011г.
Сретенск – 2011
Оглавление
Введение
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские
задания как средство развития учебно-
31 исследовательской деятельности младших
школьников на уроках математики
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Способность познавать
Соответственно этому
Основные направления
В современных условиях собственно - исследовательская деятельность
школьников как таковая не является инновацией, так как ее определенные элементы органически включены в образовательный процесс современной школы. Следует отметить, что проблема исследовательской деятельности младших школьников недостаточно освещена в научной и методической литературе. Основное внимание в публикации последних лет уделяется методическим проблемам педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский. В.И. Мареев, в.М. Полонский, Н.К. Сергеев и другие), исследовательской деятельности в школах и учреждения дополнительного образования (Н.Г. Алексеева, А.В. Монтовича. А.С. Обухова, Е.С. Полата, И.Д. Чечель), формам и методам исследовательской деятельности школьников (В.И. Андреева, в.С. Безрукова). Исследователи Н.А. Морева, Л.Г. Семухина, Н.Г. Ярошенко, говоря об исследовательской деятельности школьников, чаще всего имеют в виду учебно– исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат (теоретическое знание и эмпирический опыт). Исследовательскую деятельность рассматривают в ряду с фундаментальными понятиями как творчество, интеллект, научение
( Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, В.А. Какн – Калик, В.Я. Ядов, Б. М. Кедров, И.П. Раченко).
Понятие исследовательской деятельности активно используется в практике современного образования. Несмотря на это, единого общепризнанного определения этому понятию нет. В связи с этим можно установить противоречие: с одной стороны - новые образовательные технологии требуют их применения в школе, с другой - неоднозначность определения затрудняет возможность более полного использования этого метода в начальной школе. Выявленное противоречие подтверждает актуальность данной проблемы, что и позволило ее взять в качестве предмета нашего исследования.
Тема: Учебно – исследовательская деятельность на уроках математике в начальной школе.
Объект: Урок математики в начальной школе.
Предмет:Развитие учебно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математике в начальной школе.
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Гипотеза: если на уроках математики в системе использовать задания учебно-исследовательского характера, то это повысит уровень знаний и познавательную активность младших школьников.
Методы:
-теоретические: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение;
-эмпирические: изучение литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа.
§1. Начальное математическое образование: (история,
современность, перспективы)
На каждом этапе развития начального образования методическая наука по-разному отвечала на вопросы: « Зачем, чему и как учить?». Рассмотрим ответы на эти вопросы в историческом аспекте.
До 1949 года приоритетом в начальном образовании были практические цели. Это обусловливалось тем, что до введения общего обязательного 7 – летнего образования начальная школа представляла замкнутый этап. Основным содержанием начального курса математики являлось изучение четырех арифметических действий, решение задач арифметическим способом и знакомство с геометрическим материалом, который был подчинен решению практических задач (размечать земельные участки разной формы, измеряя их длину, ширину, вычислять по формулам площадь и периметр прямоугольника и др.).
В основу построения содержания курса был положен концентрический принцип (5-6 концентров). В конце 4-го года обучения предполагалось обобщение изученного материала и ознакомление с отдельными элементами теории (связи между действиями, компонентами и результатами действий, некоторые свойства действий).
Используемые методы обучения учитывали следующие особенности детей данного возраста: образность, преобладание «механической» памяти над смысловой, легкость и прочность усвоения многочисленных фактов. В расчете на «механическую» память детям предписывалось запомнить 4 таблицы (2 таблицы умножения и 2 таблицы деления, каждая из которых включала по 100 примеров). Такой подход к обучению математики в начальных классах обосновывался данными возрастной психологии, которая учет реальных познавательных возможностей младших школьников трактовала как необходимость приспособления содержания и методов обучения к особенностям психологического развития детей данного возраста. [16.9]
Однако в работах Л.С.
Следует отметить, что 30 – 40 годы прошлого столетия знаменуются совместными исследованиями психологов и методистов по вопросам методики отдельных предметов. По поводу направления этих исследований психолог Н.А. Менчинская писала: «Для того чтобы психология могла полностью ответить на вопросы практики обучения, необходимо подвергать изучению конкретные виды учебной деятельности, причем исследовать различные формы этой деятельности как закономерный ответ на педагогические воздействия».
В 30-40 годы изучались пути усвоения детьми понятия числа и арифметических действий, особенности овладения процессом счета и формирования вычислительных навыков, умение решать текстовые арифметические задачи. При этом большое внимание уделялось изучению роли анализа и синтеза, конкретизации, абстрагирования и обобщений. В 30-х годах прошлого столетия в связи восстановление урока в качестве основной организационной формы учебной работы в школе, усилия методистов стали направляться на разработку требований к уроку математики, выявления особенностей построения отдельных его этапов, совершенствование методов и приемов обучения. В этот период в теории и практики урока математики начинают использоваться достижения педагогической психологи (концепции программного обучения, алгоритмизация обучения, проблемного обучения и др.), распространяется опыт работы, как учителей целых регионов, так и отдельных учителей. К концу данного периода назрели проблемы дифференциации и индивидуализации в изучении математике [16. 12].
Говоря о недостатках методики обучения математике, А.С. Пчелко сетовал на то, что основное внимание методистов сосредоточено на учителе, на методах и приемах, которыми они обучают детей. И совсем, отмечал ученый, не освещаются вопросы о том, как учащиеся воспринимают объяснения учителя, какие затруднения возникают у них при усвоении того или иного раздела математики, в чем причина этих затруднений и как их можно предотвратить.
В 40 – 50 годы двадцатого века появляются методические работы, построенные на исследовательском экспериментальном материале (Н.Н Никитин, Г.Б. Поляк, М.Н. Скаткин, А.С. Пчелко) и возникает необходимость в пересмотре содержания обучения в начальных классах [4.43].
Однако изменения, внесенные в
программу курса арифметики(
формирования у детей правильных обобщений и организации различных видов самостоятельной работы.
В 1965 году выходит книга М.И. Моро и Н. А. Менчинской
« Вопросы методики и психологии обучения арифметике…». Целый ряд положений, сформулированных в этой книге остаются актуальными и сегодня, являясь основой для разработки новых методических подходов к усвоению младшими школьниками математического содержания. Приведем некоторые из них.
- « Для того чтобы младший школьник был активным в процессе обучения, необходимо:
во–первых, обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе;
во- вторых, научите его приемам и методам самостоятельной работы; в – третьих, пробудить в нем стремление к самостоятельности, создав у него соответствующую мотивацию, т.е. сделать для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач».
-« Широко известная старинная поговорка гласит: «Повторение - мать учения». Теперь иногда ей противопоставляется другая: «Применение – мать учения.» Вторая формулировка больше отвечает современным задачам, стоящим перед нашей школой, но надо иметь в виду, что применение знаний не исключает повторения, а включает его в себя, но при этом имеется в виду повторение не однообразное или монотонное, а такое, которое предполагает изменение как самих знаний, так и условий их использования».
Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах