Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель: разработка структуры электронного портфолио младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;
2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников;
3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения электронного портфолио в начальной школе;
4. Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;
Введение
Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников
.1 Универсальные учебные действия, их виды и функции
.2 Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников
Глава 2. Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий
.1 Что есть электронное портфолио
.2 Структура разрабатываемого портфолио
Заключение
Список использованных источников
Приложение
КУРСОВАЯ РАБОТА
Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников
.1 Универсальные учебные
.2 Методика формирования
Глава 2. Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий
.1 Что есть электронное портфолио
.2 Структура разрабатываемого портфолио
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
С введением
в действие нового федерального государственного
образовательного стандарта (далее - ФГОС)
начального общего образования актуальной
и новой задачей становится обеспечение
развития универсальных учебных
действий (далее - УУД), которые обеспечивают
учащемуся «умение учиться», формируют
способность личности к саморазвитию
и самосовершенствованию путем
сознательного и активного
Проблематика: Новый принцип обучения в начальной школе построен на формировании у учащихся «умения учиться», что возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога и учащихся.
Средством оценки сформированности уровня универсальных учебных действий выступает систематическая, пролонгированная оценка, которая отражает индивидуальный уровень каждого конкретного школьника. Одним из наиболее интересных методов оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников может выступать метод «портфолио». В связи с современной информатизацией общества и образовательных учреждений преимущественно в практику оценки сформированности уровня универсальных учебных действий применять электронное портфолио, что позволит решить не только педагогические задачи, но и создать единое образовательное пространство. Всё вышеперечисленное главным образом определяет актуальность данной курсовой работы.
Цель: разработка структуры электронного портфолио младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;
2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников;
3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения электронного портфолио в начальной школе;
4. Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;
5. Разработать структуру электронного портфолио младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий.
Объект исследования: электронное портфолио.
Предмет исследования: универсальные учебные действия младших школьников.
Гипотеза: Применение метода электронного портфолио в начальной школе позволит целостно оценить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с ФГОС.
Методы:
1. Теоретический анализ;
2. Обобщение имеющегося опыта по внедрению системы оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе метод портфолио;
. Педагогическое наблюдение.
Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников
1.1 Универсальные учебные действия, их виды и функции
Те перемены,
которые происходят в современном
обществе, требуют ускоренного
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) значит умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более
узком значении термин «универсальные
учебные действия» можно
Набором взаимосвязанных конкретных учебных действий характеризуется любое учебное умение школьника, которое ему необходимо для успешной учебно-познавательной деятельности. Учебное действие состоит из отдельных малых операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность строить алгоритм процесса решения какой-либо учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребёнок проговаривает вслух каждую операцию, которую он выполняет, а затем, из развёрнутого они превращаются в «свёрнутое» сокращенное умственное действие, иными словами, интериоризуются, то есть переходят извне внутрь.
На ранних
этапах обучения учебное действие образуется
как предметное, и со временем обобщенные
способы выполнения операций становятся
независимыми от конкретного содержания
и могут применяться учащимся
в любой ситуации. Например, младший
школьник учится сравнивать геометрические
фигуры, объекты природы, различные
виды текстов - при этом у него формируются
предметные действия сравнения, но постепенно
у ребёнка развивается
Как психолого-дидактическое явление универсальное учебное действие имеет некоторые особенности:
оно является предпосылкой к самостоятельному формированию способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит
от конкретного предметного
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать последовательно, четко, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Функциями универсальных учебных действий является следующее:
- обеспечение
возможностей учащегося
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена многокультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Происходит овладение универсальными учебными действиями учащимися в контексте разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие учениками возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение совокупности компонентов учебной деятельности, включающих: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В соответствии
с новым Федеральным
Регулятивные УУД обеспечивают организацию ребёнком своей учебной деятельности. К этому относится следующее:
- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предположение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от последнего;
коррекция - внесение необходимых дополнений и поправок в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
В группу общеучебных универсальных действий входят знаково-символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные
анализ и синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность ребёнка и учет позиции других людей, партнера при коммуникации или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; объединяться со сверстниками в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними, а также со взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: