Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики
Зав. кафедрой __________ А.М. Кумушкулов
Сайфуллиной Галины
студента 6 курса (ОЗО)
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
НА
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Научный руководитель:
Кумушкулов Азамат Миннигалеевич,
кандидат
педагогических наук, доцент
Сибай
2010
Педагогический
факультет
студента 6 курса (ОЗО)
Сайфуллиной Галины
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу
закрепить за мной выпускную квалификационную
работу на тему: «Влияние
общеобразовательной
школы на здоровье учащихся»
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент
Кумушкулов Азамат Миннигалеевич
(фамилия,
имя, отчество, ученая степень,
ученое звание)
Дата:
1.10. 2009 г.
Подпись студента: ____________
Научный руководитель: «Согласен» ___________
Дата: 1.10. 2009 г.
Решение
кафедры: «Утвердить»
Зав.
кафедрой: _________________________
Дата:
1.10. 2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1.
Роль общеобразовательного учреждения
в сохранении и укреплении здоровья школьников………………………………........
1.2. Основные причины ухудшения
здоровья детей в
условиях
школы…………………………………………………………………
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ
ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2.
Психолого-педагогические рекомендации
по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях
школы……………………….65
Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ .76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Здоровье - одна из предпосылок полноценной жизни человека. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил: - «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Это
одна из важнейших человеческих ценностей.
Хорошее здоровье является предпосылкой
к творческой активности и наиболее
полному самовыражению
Ценность
здоровья очевидна. Но на данном этапе
развития общества социальная политика
государства неадекватна
Растет уровень заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Подверженность различным заболеваниям стала постоянным спутником жизни современного и подрастающего поколения [3; 8; 14].
Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников школ покидают её стены хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми. К тому же и больных детей приходит в школу сегодня все больше и больше с самыми различными заболеваниями: от желудочно-кишечных до сердечнососудистых, от нарушения осанки до слепоты. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20 % своего здоровья [1; 31].
От 1/3 до половины школьников к концу окончания школы страдают неврозами, от половины до 2/3 становятся аллергиками, то есть уже не способны нормально существовать без постоянной медицинской и фармакологической поддержки. Наконец, от 2/3 до 4/5 школьников имеют серьезные хронические проблемы с ухом - горлом - носом, зрением, позвоночником, а также заболеваниями урологического и гинекологического характера [46; 54].
Конечно, многое в проблеме здоровья детей в последние годы можно отнести за счет ухудшения социально-экономического положения страны: миграция и безработица, рост числа социально-неблагополучных семей, ухудшение структуры питания, кризис ценностей, падение нравственности; и проблема здоровья казалось бы, должна идти по линии учреждений не столько образования, сколько здравоохранения. Однако масштабы заболеваемости таковы, что не могут не сказываться на эффективности системы народного образования в целом, причем ряд заболеваний прямо связан с «накладками» школьной жизни. Ещё Л.С. Выготский в 20-е годы ХХ века писал, что «... ребенок этого возраста (школьного) не только может быть охарактеризован как школьник, но и болезни его - это «школьные болезни» по преимуществу, то есть болезни, в которых выражаются неблагоприятные влияния обучения на ребенка».
По официальным данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей» [31,с. 321].
Школа, как отличают ученые, должна содействовать успешной социализации детей, должна помочь им найти свое место в обществе и в полной мере реализовать себя. На самом же деле в современных условиях,
именно она вносит свой вклад в появление больных детей, и стала своего рода патогенным фактором.
Такое
стремительное ухудшение
Проблемой нашей исследовательской работы является поиск ответа на вопрос: каково влияние школы на здоровье учащихся.
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
Объектом исследования является - здоровье школьников.
Предмет
исследования - условия общеобразовательного
учреждения, которые влияют на здоровье
школьников. В ходе исследования были
использованы следующие методы:
наблюдение, беседа, синтез, анализ,
ранжирование, тестирование, анкетирование
и т.д.
Этапы исследования:
3 этап - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (январь-февраль 2010 года).
4 этап - проведение опытно-экспериментальной работы (март-апрель 2010 года).
5 этап - оформление дипломной работы (май 2010 года).
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что выявлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия влияния школы на здоровье учащихся и даны рекомендации по данной проблеме.
Теоретическая значимость: систематизирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, исследованы основные причины ухудшения здоровья учащихся в условиях школы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалами, накопленными в ней, могут воспользоваться студенты педагогических учебных заведений, учителя, педагоги-психологи при изучении данной проблемы.
База исследования – МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района РБ.
Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников
Термин
«здоровье» невозможно сформулировать
однозначно. В настоящее время насчитывается
более 60 определений этого понятия. Но
ни одно из них не может раскрыть его в
полном объеме. Это и понятно, потому что
сам человек неоднозначен не только внешне,
но и внутренне.
В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Современного человека уже не устраивает только отсутствие болезни. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие».
Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. «Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни. Каждый в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье и благополучие человека, на полноценность его жизни» [30, с. 3-5].
Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся