Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

     ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Педагогический  факультет

     Кафедра педагогики

                                                                                Допустить к защите

     Зав. кафедрой __________ А.М. Кумушкулов

                                         «_____» ____________________2010 г.

     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

     Сайфуллиной Галины

     студента  6 курса (ОЗО)

     специальности: 050706.65 «Педагогика и психология»

 
 

     ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ 

     НА  ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 
 

     Научный руководитель:

     Кумушкулов  Азамат Миннигалеевич,

     кандидат  педагогических  наук, доцент 
 
 
 

     Сибай  2010 

Педагогический  факультет 

                                                               Зав. кафедрой педагогики СИ БашГУ

                                        к.п.н., доценту А.М. Кумушкулову

                    студента 6 курса (ОЗО)

                                                      специальности «Педагогика и психология»

                  Сайфуллиной Галины 
 

     ЗАЯВЛЕНИЕ 

      Прошу закрепить за мной выпускную квалификационную работу на тему: «Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся» 
 

      Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент

     Кумушкулов  Азамат Миннигалеевич

     (фамилия,  имя, отчество, ученая степень,  ученое звание) 
 
 

        Дата:   1.10. 2009 г.                      Подпись студента: ____________ 
         
         
         

     Научный руководитель: «Согласен»       ___________

                                                           (подпись)

     Дата: 1.10. 2009 г.                    

     Решение кафедры:    «Утвердить» 

     Зав. кафедрой: _________________________ 

     Дата: 1.10. 2009 г.                       
 
 

              ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ ..3

      ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-

      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7

       1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7

       1.2. Основные    причины   ухудшения   здоровья   детей    в   условиях 
    школы…………………………………………………………………….23

    1.3.  Психолого-педагогический  анализ  изучения    здоровьесберегающих  технологий……………………………………..39

          Выводы………………………………………………………………...……..48 

      ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

      ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50 

      2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50

      2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и 
    укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65

       Выводы……………………………………………………………………68 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69

ЛИТЕРАТУРА .. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ .76 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  проблемы исследования. Здоровье - одна из предпосылок полноценной жизни человека. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил: - «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

      Это одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Как сказал Сократ: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». И в начале третьего тысячелетия в условиях гуманитарной, информационной, технологической революций она становится одной из ведущих категорий, означающих качественные характеристики самого человека и человеческой жизни в целом.

      Ценность  здоровья очевидна. Но на данном этапе  развития общества социальная политика государства неадекватна состоянию  здоровья населения. Ситуация, сложившаяся в области здравоохранения, представляет угрозу успешному выживанию и активному развитию России. Каждое следующее поколение россиян рождается менее здоровым, а возможно, и менее жизнеспособным.

      Растет  уровень заболеваемости опорно-двигательного  аппарата, сердечнососудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Подверженность различным заболеваниям стала постоянным спутником жизни современного и подрастающего поколения [3; 8; 14].

      Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников школ покидают её стены хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми.             К тому же и больных детей приходит в школу сегодня все больше и больше с самыми различными заболеваниями: от желудочно-кишечных до сердечнососудистых,   от   нарушения   осанки   до   слепоты.   Исследования   медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20 % своего здоровья [1; 31].

     От 1/3 до половины школьников к концу  окончания школы страдают неврозами, от половины до 2/3 становятся аллергиками, то есть уже не способны нормально  существовать без постоянной медицинской и фармакологической поддержки. Наконец, от 2/3 до 4/5 школьников имеют серьезные хронические проблемы с ухом - горлом - носом, зрением, позвоночником, а также заболеваниями урологического и гинекологического характера [46; 54].

      Конечно, многое в проблеме здоровья детей в последние годы можно отнести за счет ухудшения социально-экономического положения страны: миграция и безработица, рост числа социально-неблагополучных семей, ухудшение структуры питания, кризис ценностей, падение нравственности; и проблема здоровья казалось бы, должна идти по линии учреждений не столько образования, сколько здравоохранения. Однако масштабы заболеваемости таковы, что не могут не сказываться на эффективности системы народного образования в целом, причем ряд заболеваний прямо связан с «накладками» школьной жизни. Ещё Л.С. Выготский в 20-е годы             ХХ века писал, что «... ребенок этого возраста (школьного) не только может быть охарактеризован как школьник, но и болезни его - это «школьные болезни» по преимуществу, то есть болезни, в которых выражаются неблагоприятные влияния обучения на ребенка».

     По  официальным данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей» [31,с. 321].

     Школа, как отличают ученые, должна содействовать успешной социализации детей, должна помочь им найти свое место в обществе и в полной мере реализовать себя.   На самом же деле в современных условиях,

 

  

именно  она вносит свой вклад в появление  больных детей, и стала своего рода патогенным фактором.

     Такое стремительное ухудшение здоровья детей, в конечном счете, ведет к  снижению генофонда населения в ближайшей перспективе и представляет реальную угрозу для будущей нации. Этим обусловлен выбор как важности и актуальности следующей темы исследования:                 «Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся».

     Проблемой нашей исследовательской работы является поиск ответа на вопрос: каково влияние школы на здоровье учащихся.

     В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.

     В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.

     Для реализации цели исследования и подтверждения  гипотезы необходимо было решить следующие  задачи:

      - систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;

      - изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;

      - выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;

      - разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

     Объектом  исследования является -  здоровье школьников.

     Предмет     исследования - условия общеобразовательного учреждения, которые влияют на здоровье школьников. В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, синтез, анализ, ранжирование, тестирование, анкетирование и т.д. 

           Этапы исследования:

  1. этап - выбор и формулировка темы дипломного проекта (октябрь - ноябрь 2009 года).
  2. этап - составление плана и определение научного аппарата (декабрь 2009 года).

      3 этап - анализ      психолого-педагогической      литературы      по      проблеме исследования (январь-февраль 2010 года).

    4 этап  - проведение опытно-экспериментальной работы (март-апрель 2010 года).

    5 этап - оформление дипломной работы (май 2010 года).

      Научная новизна дипломной работы состоит в том, что выявлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия влияния школы на здоровье учащихся и даны рекомендации по данной проблеме.

      Теоретическая значимость: систематизирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, исследованы основные причины ухудшения здоровья учащихся в условиях школы.

     Практическая  значимость дипломной работы заключается в том, что материалами, накопленными в ней, могут воспользоваться студенты педагогических учебных заведений, учителя, педагоги-психологи при изучении данной проблемы.

     База исследования – МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района РБ.

     Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

      ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    1.1. Роль общеобразовательного  учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников

 
     Термин  «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне.

     В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Современного человека уже не устраивает только отсутствие болезни. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие».

     Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. «Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни. Каждый в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье и благополучие человека, на полноценность его жизни» [30, с. 3-5].

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся