Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Максима Танка»

Факультет социально –  педагогических технологий

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Группа 22

 

 

Ивашкова Марина Николаевна

 

 

Диагностика агрессии у детей  среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

 

Научный руководитель:

Строгая Юлия Викторовна

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии  8

    1. Виды и формы агрессии                                                                     10
    2. Агрессия в дошкольном возрасте                                                      27
    3. Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей                                                                                  42

Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у  детей         дошкольного возраста                                                                                        63

2.1.  Исследование агрессии у детей дошкольного возраста                   63

2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и   старшего дошкольного возраста                                                                  67

 

Заключение                                                                                                           75

Список литературы                                                                                             77

Приложение                                                                                                          80 

Введение

 Современное общество хочет видеть хорошо воспитанных, уверенных в себе людей, перспективных работников, но многие забывают, что все это закладывается в детстве. Большее влияние на воспитание детей оказывает семья и социальная среда. Формирование многих черт характера,  личностных качеств происходит в дошкольный период.

Ужасающие случаи жестокого  обращения с детьми имели  место  всегда.  Но  сейчас  волна ожесточения  захватывает все больше  и  больше  именно  детские  сердца,  что находит  своё  выражение  в  участившихся  случаях   детского   агрессивного поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным,  себе самому. Проблема  детской  агрессии  все  чаще  и  чаще  волнует  родителей, учителей,  психологов,  врачей.  К  чему  это  может  привести   современное общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети  -  это  будущее  общества, будущее  государства,  будущее  страны.  В  психологии   тема   агрессии   и агрессивности  постоянно  находится  в  поле  зрения  ученых  и   практиков.

Существует большое число  теоретических концепций, объясняющих  эти  феномены, проводятся    многочисленные    экспериментальные    исследования,    многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного  поведения, разрабатывают технику его коррекции.

Для начала необходимо знать, что  агрессия  заложена  в  животных  и  в человеке природой.  Агрессивное  поведение  -  это  способ  реагирования  на внешнюю  угрозу.  Агрессия  необходима  для  самозащиты,   для   обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивное проявление  никак  не связано с угрозой, когда оно становится  постоянным  и  неизменным  способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое  явление,  она  лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир. Если проанализировать все многообразие  западных  концепций,  то  можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории,  в которых агрессивность  трактуется  как  врожденное,  инстинктивное  свойство индивида.  Вторая  —  описывает  агрессию  как  поведенческую   реакцию   на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие  агрессивность  как характеристику    поведения,    формирующуюся    в    результате    научения (бихевиоральные теории).

Недостаточная изученность  психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное  создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения  и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного  воспитания.

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного  и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и  психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и  систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение  детей. Влияние социальной среды  на агрессивное поведение детей  на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

    Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности»  долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в  отечественной психологии. Но  даже  в   тех   случаях,   когда   обсуждались   проблемы   детской агрессивности,  ей  однозначно  приписывалась  деструктивная  окраска.   Это связано с тем, что социально  опасные  последствия  агрессивного  поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин  лишь  отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии.  Действительно, если   рассматривать   чрезмерные   проявления   агрессии    или    развитие агрессивности  по  типу  акцентуации,   то   такие   черты   личности,   как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной  кооперации,  могут вызывать негативное отношение. Во-первых,  агрессия является   неотъемлемой   динамической    характеристикой    активности    и адаптивности  человека.  Во-вторых,  в социальном  плане  личность   должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности.

Проблема детской агрессивности  рассматривалась многими зарубежными  и российскими учеными (З.Фрейд, А.Фромм, М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, Б.Спок, Е.Гаспарова, Д.Доллард, Р.Сире, Х.Левин, Л.С.Выготский). В последние годы научный интерес к проблеме детской  агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон, 1997). Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3.Фрейд, К. Лоренц, М.Дауголл и др ). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Щоллард, Б.Берковиц и др).

Однако отечественные  исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др ) [13, c.10-12].

Известно, что в трудной  ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается  в детстве (Данилова Е.Е. М., 1987). Возникновение  конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто  приводит к тому, что ребенок, неадекватно  реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену  социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении [11, c.45-50].

Возникает проблема исследования: определить факторы влияющие на агрессивность в поведении детей, и существуют ли различия в уровне агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста.

В связи с актуальностью  данной проблемы определена тема курсовой работы: «Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить факторы влияющие на агрессивность в поведении детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста, и как они влияют на изменение социальной позиции.

Объект исследования: диагностика агрессии у детей.

Предмет исследования: диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у детей при переходе из средней группы дошкольного образовательного учреждения в старшую группу дошкольного образовательного учреждения изменяется уровень агрессии.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия агрессия и его виды.
  2. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей.
  3. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у детей среднего дошкольного возраста.
  5. Сравнить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного и среднего дошкольного возраста.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирическое исследование возможностей диагностики агрессивного поведения у детей дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов.

Исследование проводилось  на базе ДУ поселка Октябрьский Смолевичского  района Минской области. В исследовании приняли участие средняя группа «Почемучки» (группа детей 4,5-5 лет) и старшая группа «Фантазеры» (группа детей 5,5-6 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

 
Основы формирования всесторонне  развитой личности закладываются в  дошкольном детстве.  Воспитание ребенка  в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

Психическое развитие ребенка  в дошкольном детстве изучено  достаточно подробно. Тем не менее  раскрыть динамику развития психических  процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования  основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные  стороны общего процесса.

Советские психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной  социальным нормам и требованиям, и  очень эмоционально относится к  последним. В этот период вместо познавательного  типа общения ребенка со взрослым (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?») на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям [4, c.135].

Пятилетний возраст характеризуется  расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется  в игре, где он действует увлеченно. В средней и старшей группах  общность практики в различных видах  деятельности приводит к общности сюжетов  и соответственно к снижению коэффициента оригинальности. Развитие личности в  старшем дошкольном возрасте характеризуется  освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе  говоря, формируются все стороны  личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. В этот период вместо познавательного  типа общения ребенка со взрослым (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?») на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям [4, c.247].

 Дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста