Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.
Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………
Курсовая работа
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1: Природа и происхождение………………………........
1. Понятие и происхождение…………………
2. Признаки сценария жизни…………………
3. Типы сценариев : выигрышный ,
проигрышный и безвыигрышный...
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна………
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера……………
Раздел 3: Диагностика жизненного
сценария…………….................
1. Метод сказотерапии ……………………………
2. Ранние воспоминания……………………………
3. Судьбоанализ……………………………………….……
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………….……………….…
Приложение .Сценарный опросник……………………………
Введение
Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.
Первыми, кто начал исследовать жизненные сценарии, были Э. Берн и его коллега К. Штайнер. Э. Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» определяет жизненный сценарий как план жизни, заложенный еще в детстве и на развитие которого влияют родительские наставления. Он говорит, что «у каждого индивида есть подсознательный план жизни, или сценарий, в котором он размечает длительные отрезки жизни – месяцы, годы и всю жизнь, – заполняя их периодами рациональной деятельности, времяпрепровождением и играми, которые содействуют развертыванию сценария и одновременно приносят индивиду удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя или короткими эпизодами близости» [Берн Э., стр. 20]. Впервые жизненный путь и стиль жизни принципиально выделил Адлер. Изучение жизненного стиля - постоянная тема всех последних произведений А. Адлера (1996, 2002) и наиболее яркая особенность его психологии. Адлер рассматривал жизненный стиль, как системное основание функционирования личности .
Ян Стюарт и Вэн Джойнс в книге «Жизненный сценарий» дают другое объяснение происхождения жизненного плана. Они описывают его на основе двух факторов Стэна Вулламса, которые имеют следующее содержание:
1.Сценарные решения
представляют собой наилучшую
для данного младенца
2.Сценарные решения
принимаются на основе
На выбор сценария в раннем детстве большое влияние, естественно, оказывают самые близкие люди – родители. С первых же дней жизни они передают нам «послания» (продиктованные их собственными «жизненными сценариями») на основе которых и формируются наши представления о себе, об окружающих, о мире в целом.
Ребенок мал и физически беззащитен. Окружающий его мир наполнен огромным количеством новых предметов, которые неизведанны и могут при-чинить ему вред. Он понимает, что его жизнь полностью зависит от родите-лей, и только они могут дать ему все, что необходимо для полноценного су-ществования. На протяжении всех лет формирования сценария ребенок зани-мает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолют-ной властью над его жизнью. И позже эта власть будет заключаться в удовле-творении или неудовлетворении его потребностей.
Маленький ребенок мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции он также испытывает иначе. Поэтому сценарные решения принимаются на осно-ве специфически детского мышления и чувствования. Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный ха-рактер. Допустим, что ребенку необходимо будет лечь в больницу. Это при-носит неприятные переживания даже взрослому. А ребенок может пережи-вать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает печаль, что больше никогда не увидит маму. Или начинает злиться на нее из-за того, как она позволила этому случиться.
По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. До-пустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ре-бенок заключает не просто, что "Мама – человек ненадежный". Он может ре-шить, что "людям доверять нельзя" или, возможно, "женщинам доверять нельзя".
Сценарии должны действовать в течение всей жизни. Для этого реше-ния, принятые в детстве, и родительское программирование должны постоян-но подкрепляется. Подкрепление может принимать форму повседневного контакта, когда мужчина работает со своим отцом или женщина каждое утро болтает с матерью по телефону. Но может происходить незаметно и в более тонкой форме при случайных встречах, хотя от этого не становится менее сильным. После смерти родителей их предписания могут вспоминаться еще более ярко.
Жизненный сценарий лежит вне пределов
осознания, поэтому во взрослой жизни
человек ближе всего может подойти к воспоминаниям
о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая
свои сценарные решения в поведении, человек,
тем не менее, не осознаёт их.
Чтобы выйти из сценария, необходимо
обнаружить потребности, неисполненные
в детском возрасте, и найти способы удовлетворения
этих потребностей в настоящем.
Сам сценарий находится под
защитой греческой богини необходимости,
"надменной Ананке", как называл ее
Фрейд. На психоаналитическом языке пациент
испытывает повторяющееся принуждение
– принуждение снова и снова делать то
же самое. Так, короткий сценарий может
на протяжении жизни повторяться неоднократно
(женщина выходит замуж за одного алкоголика,
потом за другого – под предлогом, что
в следующий раз будет иначе; или мужчина
женится на одной больной женщине, затем
на другой, проходя, таким образом, через
целую серию похорон). Более того, в ослабленной
форме сценарий может повторяться ежегодно
(рождественская депрессия, связанная
с разочарованием) в рамках всего жизненного
сценария (заканчивается самоубийством
в результате очень сильного разочарования).
Он может повторяться ежемесячно в течение
года (менструальные разочарования). В
совсем ослабленной версии он может повторяться
ежедневно. И даже еще более микроскопически
– ежечасно. Иногда несколько секунд деятельности
раскрывают всю "историю жизни" человека.
Актуальность исследуемой темы: проблема жизненных сценариев или жизненного пути человека приобретает всё большее теоретическое и практическое значение в связи с возрастанием роли человека как творца истории , как обладателя своей жизненной судьбы, с одной стороны, а с другой - в связи с ростом притязаний человека, возвышением его жизненных целей и планов, усложнением и обогащением связей человека с обществом и является фундаментальной темой западной (Фрейд 3., 1991; Адлер А., 1996; Юнг К. Г., 1995; Эриксон Э.,1996; Берн Э., 1997 ; Ясперс К.,1997) и отечественной психологии (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., 1965; Ананьев Б.Г. 1980; Брушлинский А.В., 1979; Абульханова-Славская К.А., 1977; Кроник А.А., 1993; Анцыферова Л.И.,1996 и др.).
Объект научного исследования: жизненный сценарий человека
Предмет научного исследования: происхождение, природа ,свойства, признаки , типы, и значение в судьбе человека жизненного сценария
Цель исследования: определить влияние жизненного сценария на человека, его роль
в формировании выборов и целей жизни человека.
Задача исследования: задача данного исследования заключается в:
1. Определение понятия жизненного сценария ,его признаков, свойств ,значения, природы появления
2. Классифицирование типов жизненного сценария:
3. Диагностирование жизненного стиля методами:
4. Исследование развития, видов сценариев и сексуальных сценариев жизни женщины
Раздел 1 : Сценарий жизни
Сценарий жизни - это
постоянно действующий
Зачем мы принимаем в
1. Сценарные решения представляют собой
наилучшую для данного младенца стратегию
выживания в мире, который зачастую кажется
ему враждебным и даже угрожающим для
жизни.
2. Сценарные решения принимаются на основе
младенческих эмоций и младенческой проверки
их на соответствие действительности.
Младенец мал и физически
беззащитен. Мир для него населен огромными
великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать
о том, что его жизнь в опасности. Безо
всяких слов или логических умозаключений
младенец знает, что если Мама или Папа
уйдут, он погибнет. Если они чересчур
рассердятся на него, то могут его уничтожить.
Кроме того, у младенца отсутствует взрослое
понимание времени. Если он голоден или
замерз, а Мама не приходит, то, возможно,
она уже не придет никогда, а это означает
смерть. Или это может означать нечто более
страшное, чем смерть, – что ты навсегда
остался один.
В ответ на это ребенок решает,
какие ему избрать стратегии, чтобы остаться
в живых и как можно полнее удовлетворить
свои нужды. В следствии чего формируется
сценарий жизни.
Теперь, будучи взрослыми,
вы уже не помните о том,
как начинали писать свою
Во взрослом возрасте,
мы иногда воспроизводим
Главная причина того, почему мы продолжаем придерживаться детских решений в нашей взрослой жизни состоит в том, что мы все еще надеемся решить фундаментальный вопрос, который не решили в младенчестве: как добиться безусловной любви и внимания.
В какой именно
момент человек включится в
сценарий, точно предсказать нельзя.
Однако имеются два фактора, наличие
которых повышает такую вероятность:
1. Когда ситуация здесь и сейчас воспринимается
как стрессовая.
2. Когда имеется некоторое сходство между
ситуацией здесь и сейчас и стрессовой
ситуацией в детстве. Эти фактора подкрепляют
друг друга.
2. Признаки сценария жизни
Эрик Берн ввёл понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Некоторые терапевты ТА специализируются именно в этой области теории – телесном сценарии.
Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело.
У каждого человека есть характерная поза , жест, манеры, тик или другой симптом, показывающие, что он живет "в сценарии" или "ушел" в свой сценарий. И пока он подает эти сигналы, человек не излечился, насколько бы "лучше" ему ни становилось. В мире своего сценария он может быть жалок или счастлив, но он все же в мире сценария, а не в реальном мире, и это подтверждается его снами, его повседневным опытом и отношением к другим людям.
Одежда – плодородное поле для сценарных сигналов: хорошо одетая женщина, но в ужасной обуви (ее сценарий требует, чтобы она была "отвергнута"); лесбиянка в поношенной одежде (она, вероятно, играет в игру "сводить концы с концами"; гомосексуалист, надевающий женское платье ; женщина, которая криво мажет губы помадой. Другие сценарные сигналы: пациент моргает, жует собственный язык, сжимает челюсти, фыркает, стискивает руки, вертит кольцо на пальце и топает ногами.