Идентичность как фактор развития самоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков. Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста. Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте. Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;
2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.
3. Определить влияние идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5
1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5
1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8
1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11
Выводы ………………...………………………………………………………...15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16
2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20
2.3 Анализ влияния идентичности на самоотношение у подростков………...26
Выводы…………………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 637.88 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5

1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5

1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8

1.3 Возрастные  закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11

Выводы ………………...………………………………………………………...15

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16

2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16

2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20

2.3 Анализ влияния идентичности  на самоотношение у подростков………...26

Выводы…………………………………………………………………………...30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подростковый возраст  – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным  признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в данном возрасте как никогда раньше проявляется идентичность.

Феномен идентичности возникает  в рамках проблематики существования  самого рода человеческого. Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность [22].

Для подростка нелёгок  процесс формирования тождественности  в выборе профессии, становлении  моральных и политических ценностей. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, ненужности, невостребованности и потерянности.

В настоящее время в  условиях гуманизации процесса образования и воспитания, самоотношение и идентичность становятся одной из наиболее актуальных проблем психологической науки и практики. Изучение идентичности нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов: Э. Гидденса, Э. Гоффмана, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, С. Мадди, Д. Марсиа, Дж. Мида, Ж. Пиаже, Дж. Тэрнера, Б. Шледера, Э. Эриксона, Н. А. Антонова, Л. С. Выготского, Ю. Л. Качалова, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, Л. М. Путилова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Ядова. Анализ психологических исследований идентичности показывает, что существуют различные взгляды на определение, структуру и функции идентичности, но изучения идентичности как фактора развития самоотношения ещё не было.

Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.

Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков.

Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте.

Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков.

В соответствии с целью  и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;

2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.

3. Определить влияние  идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Методы исследования:

• Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;

• Эмпирические методы: методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ), методика изучения гендерной идентичности (МИГИ), методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер, тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева;

• Методы математической статистики − факторный анализ.

Исследование проводилось  на базе Липской средней школы. Выборку испытуемых составили учащиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 30 человек.

Достоверность результатов  и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробированных в отечественной и зарубежной психологии методик, содержательным анализом полученных данных, использованием различных статистических методов обработки данных.

Практическое значение работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике школьных психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ  У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

    1. Понятие идентичности

Идентичность − чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [5].

Этот термин включает чувство  индивидуальности, целостности и  тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности. Понятие  идентичности имеет как социальные, так и психологические аспекты [28].

Если истолковывать «идентичность» как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в философских трудах Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили.

Проблема идентификации «Я» решалась в западной психологии А. Адлером, У. Джеймсом, Д. Парфитом, 3. Фрейдом, А. Фрейд, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, в отечественной – В. В. Абраменковой, М. М. Бахтиным, И. С. Коном, В. С. Мухиной, Л. М. Поповой.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки  зрения на идентичность как результат  внутренней самореализации и внешнего контекста, эти идеи оказали влияние  на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными (Р. Баумайстер, М. Борневассер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гидденс, Э. Гоффман, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, С. Мадди, Д. Марсиа, Дж. Мид, С. Московичи, А. Мумендий, Ж. Пиаже, У. Поинтковски, X. Ремшмидт, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Б. Шефер, Б. Шледер, Э. Эриксон и др.), так и отечественными мыслителями (Н. А. Антонова, Л. С. Выготский, М. В. Заковоротная, Ю. Л. Качалов, И. С. Кон, А. В. Кузьмин, О. В. Лукьянов, В. В. Марченко, В. С. Мухина, Б. Ф. Поршнев, Л. М. Путилова, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Шматко, В. А. Ядов).

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно  развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы Я. На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной, Л. Д. Олейника, Л. С. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, В. В. Сталина, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой и др. сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания, в его рамках установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самоотношение, самооценка, достаточно хорошо изучены такие вопросы как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ Я. Таким образом, в отечественной психологии оформилась следующая эвристическая последовательность сознание − самосознание − образ Я.

 Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [1].

Согласно Эриксону, идентичность последовательно формируется на протяжении всей жизни, переживая несколько  кризисных периодов, наиболее значимый из которых проходит в подростковом возрасте.

Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых  человек делает выбор между двумя  альтернативными фазами решения  возрастных и ситуативных задач  развития. Характер выбора сказывается  на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности.

Э. Эриксон в своих работах  не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его  последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что  приведенные определения идентичности метафоричны и широки; это не позволяло  выделить переменные эмпирического  исследования. Появились попытки  дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа. Для исследования идентичности Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности. Его статусная модель идентичности широко применяется в исследованиях подростков [27].

Джеймс Марсиа развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: диффузия идентичности, незрелая идентичность, мораторий и достижение идентичности. Диффузия идентичности состоит в том, что подросток еще не думает о соответствии (или несоответствии) «Я» в реальности и «Я» в будущем. У него нет и четкого представления о выборе жизненного пути или какого-либо идеала («Я пока не думал об этом и не знаю, стоит ли этим заниматься»). Незрелая личность не делает самостоятельный выбор, хотя определенные черты идентичности есть («Мои родители врачи, я тоже буду врачом. Это как–то привычнее»). Мораторий – это кризис идентичности. Подросток ставит вопросы по поводу своего жизненного пути. Он оценивает свои выборы, критически относится к некоторым своим идеям. Достижение идентичности происходит после пятнадцати лет, когда человек после долгих метаний наконец понимает, что ему надо, убеждается в правильности своих поисков. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути [7].

Чувство идентичности не всегда является осознанным. Оптимальное чувство  идентичности переживается просто как  чувство психосоциального благополучия. Это ощущение «себя в своей  тарелке» и внутренней уверенности  в признании со стороны авторитетов [6].

Одно из значений термина  «идентичность» заложено в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. Пиаже связывает  это явление с развитием понятия  объектной неизменности, то есть неизменность объектов и идентичность объектов выступают эквивалентами.

Немецкие социальные психологи  Б. Шефер, Б. Шледер выделяют в структуре идентичности эпистемологический признак объективности-субъективности, относящийся к области самосознания и группового сознания. Субъективный компонент идентичности находится в отношении напряжённого противопоставления объективному компоненту. Главная функция идентичности заключается в выявлении стабильности.

Таким образом, идентичность – динамичная структура, она развивается  и преобразовывается на протяжении всего жизненного пути человека, причём развитие это неравномерно, определяется сильным стремлением личности к  обретению идентичности и разрушительностью  последствий ее утраты для человека. Мы придерживаемся мнения, что идентичность обеспечивает человеку целостность, тождественность  и определенность, развивается в  пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации.

 

 

1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной литературе

Самоотношение − термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Изучение самоотношения нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Р. Бернса, К. Роджерса, У. Джеймса, С. Куперсмита, В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, И. И. Чесноковой, Е. Т. Соколовой, Н. И. Сарджвеладзе, И. С. Кона и др.). Анализ психологических исследований самоотношения показывает, что существуют различные взгляды на определение, структуру и функции самоотношения, однако исследователи едины в понимании того, что поведение и деятельность, формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы других психологических образований обусловлены особенностями самоотношения личности.

Термин «самоотношение» впервые в психологии применили в 1974 г. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость [20].

Информация о работе Идентичность как фактор развития самоотношения