Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:43, контрольная работа
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Интервью как метод психодиагностики
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
Интервью — это
Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
Интервью — особый вид
общения исследователя с
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
Нередко запись беседы проводят
с использованием технических средств
(дикторов, магнитофонов), в частности
при опросах общественного
Основные отличия интервью:
Ситуации, где эффективны интервью:
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Недостатки интервью:
Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:
Неблагоприятная обстановка характеризуется:
Виды интервью:
По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.
Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
Стандартизированного интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.
Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.
Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.
Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии - умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.
Направленное интервью предпола
Достоинство направленной техники:
Недостатки направленной техники:
Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.
Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
Достоинства групповой техники:
Недостатки групповой техники:
В групповом опросе значительнее
сложнее анализ информации, чем в
индивидуальной опросе, так как необходима
интерпретация и групповых
Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.
Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.
По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:
Индивидуальное или личное интервью - беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.
Групповое интервью - беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.