Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать истоки происхождения агрессивности;
3) определить методы исследования;
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………... 9
1.3. Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности………………………………………………………………………...13
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика……………………………………………………. 17
2.2. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….. 22
2.3. Вторичная диагностика……………………………………………………. 23
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Факультет психологии
Курсовая работа
по теме
«Коррекция агрессивного поведения в
старшем дошкольном возрасте»
Выполнила: студентка группы
ПС – 41 Катаева А.В.
Пенза, 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «агрессивного поведения»………………………………………. 5
1.2. Специфика проявления агрессивного
поведения в среднем и старшем дошкольном
возрасте…………………………………………………………
1.3. Анализ существующих программ,
направленных на коррекцию агрессивности……………………………………………
2. Практическая часть
2.1. Первичная диагностика………………………
2.3. Вторичная диагностика…………………………………………………
2.4. Заключение……………….. ……………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………
Приложение №1. Коррекционно-развивающая программа
1. Описание коррекционно-развивающей программы
2. Методика диагностического блока
3. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение №2. Рекомендации родителям и педагогам
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом первом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.
В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с таким ребенком.
Проверка уровня интеллектуального
развития и готовности шестилеток к
школе показала, что 21% из них имеют
явные признаки тех или иных нервно-психических
отклонений в своем развитии, у 27%
выявлен низкий или ниже среднего
уровень развития интеллекта и лишь
52% детей в состоянии легко
усвоить программный материал первого
года обучения. Эти дети требуют
особого подхода к себе как
в школе, так и дома. Но для этого
необходимо иметь четкое представление
о возможных психических
Цель: поиск эффективных методов профилактики и снижения уровня агрессивности у дошкольников путем теоретического и практического изучения агрессивности старших дошкольников;
анализ влияния коррекционной программы на снижение уровня детской агрессивности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
4) составить коррекционную программу;
5) провести первичную и вторичную диагностику уровня агрессивности группы.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые упражнения коррекционной программы как средство коррекции агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: коррекционно-развивающая программа является эффективным средством в коррекции агрессивного поведения детей; после реализации разработанной коррекционно-развивающей программы уровень агрессивного поведения старших дошкольников снизится.
Методы исследования: беседа, психологический тренинг, игровая терапия, анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.); опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.); наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.); проективные методики «Несуществующее животное», «Кактус».
Практическое значение исследования: чем больше знаний и исследований будет накоплено по проблеме детской агрессивности, тем эффективнее будет помощь детям.
Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретическая часть
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии.
Первый из них он называет этико-гуманистическим подходом. Здесь агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека. И, соответственно, такое поведение оценивается негативно. В науках о человеке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциональной и гуманистической психологии, а так же в базирующихся на их основе педагогических теориях. Христианская концепция тоже должна быть отнесена к этому подходу. Идеи гуманистического подхода к феномену агрессии восходят к традициям христианского учения. Этот подход, признавая относительную свободу личности от среды, признает и возможность социогенетического влияния на развитие как агрессивности, так и позитивной открытости личности. Понимание этой возможности ведет к формулированию этической системы ценностей и принципов жизни, к построению этико-гуманистической системы воспитания и развития личности, к формулированию идеи помогающих отношений и эмпатийного понимания.
Другой подход А.А. Реан называет эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая выживанию и адаптации. Этот подход также объединяет различные концепции, начиная от концепции выживания вида и психобиологической адаптации индивида и кончая концепциями социальной адаптации. Не нашедшая выхода агрессия – это плохо, потому что грозит индивиду различными нарушениями. В это связи обосновывается концепция катарсиса, который связан с разрядкой агрессивности на эрзац-объект. Имеется бесчисленное количество работ о разрядке агрессии на различного рода эрзац-объекты: объект агрессии в виде куклы, разрядка в процессе участия в спортивной борьбы, новейшие методы катарсиса, связанные с компьютерными технологиями создания виртуальной реальности. Спорт, как особо ритуализированная форма борьбы, вероятно, действительно способствует разрядке агрессивных импульсов. Но в этом случае, как считает А.А. Реан, речь должна идти о реальной спортивной борьбе в роли участника, а не в роли наблюдателя. А.А. Реан отрицает катарсис через просмотр видеофильмов. Это связанно с тем, что идея кино-видеокатарсиса основана на предположении об идентификации смотрящего с героем-агрессором. Однако то, что идентификация будет именно такой, вовсе не факт. Конкретный человек, в силу сложившейся «Я-концепции», сформировавшейся у него системы отношений личности к действительности, симпатий и антипатий, может идентифицировать себя с разными героями, в том числе и с жертвой. Но о катарсисе в этом случае речи не идет. Вместе с тем, в компьютерных играх вопрос об идентификации решается более однозначно, в определенном смысле даже навязчиво жестоко.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть:
Агрессия бывает направлена
Агрессия принимает самые разнообразные формы:
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.
Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристализовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как проявление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции.
Агрессия как внутренняя
побудительная тенденция — это
неотъемлемая часть личностной динамики
(как в норме, так и при нарушениях
различной степени
Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком неоднозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.
В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.
Мы не можем однозначно
определить внутреннюю агрессивную
тенденцию конкретной личности, но
мы можем оценить степень и
характер ее внешних проявлений, т.е.
агрессивного поведения. Из сказанного
выше можно заключить, что агрессивное
поведение может иметь
В содержательном плане ведущими
признаками агрессивного поведения
можно считать такие его
— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте