Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4
1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10
1.3. Особенности тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Определение методов исследования…………………………………21
2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29
Глава 3. Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте
3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41
3.2. Результаты влияния коррекционной работы на уровни тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………51
Заключение…………………………………………………………………61
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 149.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...……………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности  и самооценки в младшем школьном возрасте

1.1.Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности……………………………………………………..4

1.2. Самооценка как психолого-педагогическое явление……………….10 

1.3.  Особенности тревожности  и самооценки в младшем школьном  возрасте..………………………………………………………………………….16

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи  уровня тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте

2.1. Определение методов исследования…………………………………21

2.2. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……29

Глава 3. Коррекция тревожности  и самооценки в младшем школьном возрасте

3.1. Психо-коррекционная работа с младшими школьниками по снижению тревожности и коррекции самооценки…………………………….41

3.2. Результаты влияния коррекционной  работы на уровни тревожности  и самооценки в младшем школьном  возрасте…………………………………51

Заключение…………………………………………………………………61

Литература………………………………………………………………….63

Приложения………………………………………………………………...65

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление личности индивида не может  рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Ребенок живет, растет и развивается  в переплетении различного рода связей и отношений. В детских группах  складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества, в процессе которых развивается такая значимая психологическая характеристика, как самооценка.

В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной  и зарубежной психологии по проблемам  самооценки, возникло представление, что  самооценка своим влиянием пронизывает  все аспекты человеческого существования.

Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1995); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.

Что касается проблемы тревожности, то, несмотря на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.

Проблема тревожности  широко рассматривается в работах  как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, 1983; А. Адлер 1997 и др., так и отечественных авторов: Ф.Б. Березин, 1988; Л.В. Бороздина, 1993; В.М. Астапов, 2001; А.М. Прихожан, 1991, 1998, 2000, 2007 и др.

Изучение самооценки, как  и поиск путей возникновения  и преодоления тревожности в  младшем школьном и подростковом возрасте является одной из важнейших  задач практической и научной  психологии и психиатрии, так как  младший школьный возраст является важнейшим периодом в формировании личности подрастающего поколения и негативное влияние неадекватных уровней самооценки и тревожности может нанести непоправимый вред развитию личности.

Цель работы: изучить взаимосвязь уровня тревожности детей младшего школьного возраста с уровнем их самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
  2. Подготовить и провести необходимые исследования уровней тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
  3. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы;
  4. Подобрать комплекс психо-коррекционных занятий по снижению тревожности и коррекции самооценки для детей младшего школьного возраста и апробировать его на практике;
  5. Повторно провести исследование уровней тревожности и самооценки и проанализировать полученные результаты

Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более низкий уровень тревожности.

Объект исследования: психологические свойства личности (самооценка и тревожность) детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования: связь самооценки и уровня личностной тревожности.

Методы и методики исследования и их последовательность

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Психодиагностический метод;
  3. Метод математической обработки эмпирических данных.

Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности  и самооценки в младшем школьном возрасте

1.1. Тревожность как эмоциональное нарушение. Виды, причины возникновения тревожности.

Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ [18].

В психологической литературе можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцированно – как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния  и его динамики.

Психологический словарь  дает следующее объяснение этого  термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается  как личностное образование и/или  как свойство темперамента, обусловленное  слабостью нервных процессов» [22].

А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту  личности или темпераметра [21].

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [24].

В современной психологической  литературе часто смешиваются понятия  «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения [15].

Единичные, т. е. не часто  возникающие, проявления тревоги могут  перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Современный подход к феномену тревожности  основывается на том, что последнюю  не следует рассматривать как  изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации, для каждого  человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности [27].

Тревожность как черта  личности присуща далеко не каждому. Тревожный человек - человек постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив.  

Причиной возникновения  тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание  противоречит другому, одна потребность  мешает другой [19].

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая  система воспитания, не учитывающая  собственную активность ребенка, его  интересы, способности и склонности.

Тревожность как сигнал об опасности  привлекает внимание к возможным  трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет  мобилизовать силы и тем самым  достичь наилучшего результата. Поэтому  нормальный (оптимальный) уровень тревожности  рассматривается как необходимый  для эффективного приспособления к  действительности (адаптивная тревога). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [18].

Выделяется устойчивая тревожность  в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, школьная и др. – ее принято обозначать как специфическую, частную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности.

Исследования А. М. Прихожан показали, что существуют различные формы  тревожности, то есть особые способы  ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно  выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности [19]:

Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги.

Она может существовать в различных  формах, например:

• как острая, нерегулируемая или  слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

• регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула  для выполнения соответствующей  деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

• культивируемая тревожность, связанная  с поиском «вторичных выгод» от собственной  тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

• скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу):

• неадекватное спокойствие (реакции  по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

• уход от ситуации.

Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [17].

Ф.Б. Березин отметил, что состояние  тревожности – это ряд эмоциональных  состояний, закономерно сменяющие  друг друга по мере возрастания, и  выделил шесть уровней состояния  тревожности [28].

  1. Наименьшая интенсивность тревожности. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта, не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.
  2. Ощущение внутренней напряженности сменяют гиперостезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, при усилении – отрицательную эмоциональную окраску.
  3. Собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.
  4. Страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.
  5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которая возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано с нарастанием тревоги.
  6. Тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума.

А.М. Прихожан выделяет две основных категории тревожности: 1) открытая – сознательно переживаемая и  проявляемая в поведении и  деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в резкой степени  неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью  к реальному неблагополучию и  даже отрицанием его, либо косвенным  путем через специфические способы  поведения [18].

Информация о работе Коррекция тревожности и самооценки в младшем школьном возрасте