Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа
Краткое описание
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя". Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..4 1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»……………………...……..………….……..7 1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7 1.2 Компоненты Я-концепции, структура Я-концепции………………………………………..11 1.3 Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений………18 1.4 Руководство и лидерство как социальные феномены……………………………………….21 1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции руководителей………………….28 2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28 2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………………………....37 Список использованных источников…………………………………………………………….39
1. Теоретический анализ понятия
«Я-концепция»……………………...……..………….……..7
1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7
1.2 Компоненты Я-концепции, структура
Я-концепции………………………………………..11
1.3 Понятие «руководитель» в системе
социальных и производственных
отношений………18
1.4 Руководство и лидерство как
социальные феномены……………………………………….21
1.5 Подходы к изучению личностных качеств
руководителя……...…………………………...24
2. Эмпирическое исследование особенностей
Я-концепции руководителей………………….28
2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28
2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………………………………….39
Приложения………………………………………………………………………………………..41
Введение
В последние годы появилось много работ
в области психологии управления, однако,
не смотря на это, ощущается нехватка исследований,
в русле изучения личности руководителя.
В настоящее время разработаны многочисленные
подходы к изучению особенностей личности
руководителя, существуют практические
исследования, направленные на выявление
особенностей представлений о руководителях
высшего звена.
Наша дипломная работа нацелена в первую
очередь на помощь руководителю разобраться
в одном из важнейших компонентов психологии
управления Я-концепции руководителя.
Я-концепция
– это обобщенное представление о самом
себе, система установок относительно
собственной личности или, как еще говорят
психологи, Я-концепция – это "теория
самого себя".
Я-концепция возникает у человека в процессе
социального взаимодействия как результат
психического развития, относительно
устойчивое и в то же время подверженное
внутренним изменениям и колебаниям психическое
приобретение. Оно накладывает неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления
человека – с самого детства до глубокой
старости. Формирование, развитие и изменение
Я-концепции обусловлены факторами внутреннего
и внешнего порядка. Социальная среда
(семья, школа, многочисленные формальные
и неформальные группы, в которые включена
личность) оказывают сильнейшее влияние
на формирование Я-концепции. Фундаментальное
влияние на формирование Я-концепции в
процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в
период самой ранней социализации, когда
семья является единственной (или абсолютно
доминирующей) социальной средой ребенка,
но и в дальнейшем. С возрастом все более
весомым в развитии Я-концепции становится
значение опыта социального взаимодействия.
Актуальность: осуществление руководства, во многом
зависит от Я-концепции руководителя.
Именно Я-концепция во многом определяет
стиль и методы руководства организацией,
оценку деятельности подчинённых, а так
же ожидания руководителя. Очень важно
как осознаёт себя руководитель, как оценивает
свои успехи и неудачи, какие цели и задачи
ставит перед собой. Всю производственную
деятельность руководителя определяет
его Я-концепция.
Руководитель – лицо, на которое официально
возложены функции управления коллективом
и организации его деятельности. Руководитель
обладает формально регламентированными
правами и обязанностями, а также представляет
группу (коллектив) в других организациях.
В процессе своей деятельности руководитель
осуществляет ряд конкретных функций,
среди которых: организация и планирование
деятельности коллектива и своей собственной
работы; распределение заданий и инструктаж
подчиненных; проверка и оценка результатов
работы; ознакомление со всеми новинками
в мире бизнеса, техники и технологии;
выдвижение и рассмотрение новых идей
и предложений; решение вопросов, выходящих
за пределы компетенции подчиненных; знакомство
с текущей корреспонденцией; ответы на
звонки и прием посетителей; проведение
собраний и т. д. Все эти работы характеризуются:
высоким разнообразием, разнообразием
формы самих этих действий и места их осуществления,
широкими контактами и коммуникациями
внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий,
людей и действий.
Руководитель высшего, среднего и низшего
звена, как правило, имеет дело не только
с ресурсами, машинами и продуктами, не
только с различными документами, производственными,
снабженческими и сбытовыми процессами,
он постоянно имеет дело с людьми – руководит
подчиненными, советуется со специалистами,
ведет переговоры с партнерами, общается
с трудовым коллективом. И от того, насколько
хорошо он это делает, зависит его репутация
и авторитет, а соответственно, и успех
предпринимательского дела.
Существует определенный набор человеческих
качеств составляющий основу Я-концепции
руководителя. Эти качества не всегда
зависят от производственного опыта работника,
поэтому руководителем человек может
становиться в относительно раннем возрасте.
Однако следует отметить, что идеальной
Я-концепции руководителя не существует,
но при изучении Я-концепции отдельно
взятого руководителя можно выявить его
управленческий потенциал и тем самым
помочь этому руководителю в решении многих
сложных задач связанных с его деятельностью.
Научная новизна: в настоящее время разработаны многочисленные
подходы к изучению особенностей личности
руководителя (П. Друкер, Г. Минцберг, Р.Х.
Шакуров, А.А. Деркач, А.Л. Свенцицкий, А.Л.
Журавлев и др.), существуют практические
исследования, направленные на выявление
особенностей представлений о руководителях
высшего звена (Е.Б. Моргунов, А.Е. Чирикова,
О.Н. Кричевская; Т.З. Козлова). Однако отсутствуют
исследования особенностей Я-концепции
руководителей высшего, среднего и низшего
звена, что и компенсируется настоящей
работой.
Практическая значимость: результаты
нашего исследования могут быть использованы
менеджерами по подбору персонала в формировании
резерва кадров на выдвижение, а также
при подборе персонала на руководящие
должности.
Цель исследования: выявление особенностей
Я-концепции руководителя.
теоретически изучить, как
соотносятся между собой лидерство и руководство;
проанализировать данные полученные в ходе эмпирического исследования и выявить особенности Я-концепции руководителя.
1. Теоретический
анализ понятия «Я-концепция»
1.1. Понятие
«Я-концепции»
Понятие «Я-концепция» или «Образ Я»
довольно широкое и многогранное. В психологии
не существует единого определения данному
понятию. В этой области работали и работают
такие ученые как У. Джемс, К. Роджерс, А.
Маслоу, Э. Эриксон, которые по-разному
осмысливают это понятие.
Впервые понятие Я-концепция было употреблено
в 1950-е годы в русле гуманистической психологии
(А. Маслоу, К. Рожжерс). Представители этого
течения стремились к рассмотрению целостного
человеческого Я как фундаментального
фактора поведения и развития личности.
По мнению А. Маслоу «ядро» личности составляет
тенденция к самоактуализации. К. Роджерс определял понятие Я-концепция
как:
Организованный, последовательный
концептуальный гештальт составленный
из восприятий свойств «Я», или «меня»
и восприятий взаимоотношений «Я», или
«меня» с другими людьми с различными
аспектами жизни, а также ценности, связанные
с этими восприятиями. Это гештальт, который
доступен осознанию, хотя не обязательно
осознаваемы. [1].
Однако первые теоретические разработки
в области Я-концепции бесспорно принадлежат
У. Джемсу. Он ввел понятие «чистое Я» (I)
– «Я-сознающее», «Я-как-субъект» и «эмпирическое
Я» (Me) – «познаваемое Я», «Я-как-объект».
По его мнению, они всегда существуют одновременно
и представляют собой две стороны одной
целостности – «личностное Я» (Self), которому
изначально присуще противоречие между
познающим и познаваемым элементами. На
основе своих представлений о структуре
личности он выделил в составе «Я-как-объект»
три аспекта:
«физическое Я» – тело, телесные потребности
и инстинкты;
«социальное Я» – признание в нас личности
со стороны других, любовь и др.;
«духовное Я» – объединенное сознавание
духовных свойств и способностей, интеллект,
моральные, религиозные стремления и др. [2].
Значительное влияние на становление
этого понятия оказали также символический
интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид). Ими был
предложен новый взгляд на индивида –
рассмотрение его в рамках социального
взаимодействия.
Так, в концепции «зеркального Я» Ч. Кули
подчеркивал роль социального фактора
в становлении человеческого «Я» и утверждал,
что представления индивида о том, как
его оценивают другие, существенно влияют
на его Я-концепцию [3].
В соответствии с концепцией «зеркального
Я» Кули Дж. Мид считал, что становление
человеческого Я как целостного психического
явления, в сущности, есть не что иное,
как происходящий «внутри» индивида социальный
процесс, в рамках которого возникают
впервые выделенные Джемсом «Я-сознающее»
и «Я-как-объект». Далее Дж. Мид предположил,
что через усвоение культуры человек способен
предсказывать как поведение другого
человека так и то, как этот другой человек
предсказывает наше собственное поведение.
Дж. Мид полагал, что самоопределение человека
как носителя той или иной роли осуществляется
путем осознания и принятия тех представлений,
которые существуют у других людей относительно
этого человека. В результате в сознании
человека возникает то, что Мид называл
термином Me, понимая под этим обобщенную
оценку индивида другими людьми, то, как
выглядит в глазах других «Я-как-объект»
[2].
Дж. Мид считал, что Me образуют усвоенные
человеком установки (значения и ценности),
а I – это то, как человек в качестве субъекта
психической деятельности спонтанно воспринимает
ту часть своего Я, которая обозначена
как Me. Совокупность I и Me образует собственно
личностное, или интегральное, Я (Self).
В рамках концепции идентичности Э. Эриксон
Я-концепцию рассматривал сквозь призму
«эго-идентичности», которая подчеркивает
возможность развития самосознания («эго-идентичности»)
в течение всей жизни. Формирование идентичности
«Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся
представлений о себе, которые служат
основой постоянного расширения самосознания
и самопознания. Внезапное осознание неадекватности
существующей идентичности «Я», вызванное
этим замешательство и последующее исследование,
направленное на поиск новой идентичности,
новых условий личностного существования
– типичные черты динамического процесса
развития «эго-идентичности». В процессе
формирования идентичности важно не столько
конкретное содержание индивидуального
опыта, сколько потребность воспринимать
различные ситуации как отдельные звенья
единого, непрерывного в своей преемственности
опыта индивида [1].
Р. Бернс Я-концепцию определяет как совокупность
установок, направленных на себя, и тогда,
в ней можно выделить 3 структурных компонента:
1) когнитивный компонент — «образ
Я», к которому относится содержание представлений
о себе;
2) эмоционально-ценностный (аффективный)
компонент, который есть переживаемое
отношение к себе в целом
или к отдельным сторонам своей
личности, деятельности и т. п.; к
этому компоненту, другими словами,
относят систему самооценок;
3) поведенческий компонент, который
характеризует проявления когнитивного
и оценочного компонентов в
поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях
о себе) [3].
Я-концепция — целостное образование,
все компоненты которого обладают относительной
самостоятельностью, однако тесно взаимосвязаны
между собой. Я-концепция имеет осознаваемый
и неосознаваемый аспекты и описывается
с точки зрения содержания представлений
о себе, сложности и дифференцированности
этих представлений, их субъективной значимости
для личности, а также внутренней цельности
и последовательности, согласованности,
преемственности и устойчивости во времени
[3, c. 59].
В литературе нет единой схемы описания
сложного строения Я-концепции. Р. Бернс
представляет Я-концепцию в виде иерархической
структуры. Вершиной данной структуры
является глобальная Я-концепция, которая
конкретизируется в совокупности установок
личности на себя. Эти установки имеют
различные модальности:
1) реальное Я (каким я, как мне
кажется, являюсь на самом деле);
2) идеальное Я (каким я хотел
бы и/или должен стать);
3) зеркальное Я (каким меня видят др.).
В зависимости от того, на каком уровне
организма проявляется активность человека,
в Я-концепции выделяют:
1) на уровне «организм-среда» —
физический «Я-образ» (схема тела), вызывающийся
потребностью в физическом благополучии
организма;
2) на уровне социального индивида
— социальные идентичности: половая, возрастная,
этническая, гражданская, социально-ролевая,
связанные с потребностью человека в принадлежности
к общности;
3) на уровне личности — дифференцирующий
образ Я, характеризующий знание
о себе в сравнении с другими
людьми и придающий индивиду
ощущение собственной уникальности,
обеспечивающий потребности в
самоопределении и самореализации
[3]. Последние 2 уровня описываются так
же, как 2 составляющие Я-концепции по В.
В. Столину: 1) «присоединяющая», обеспечивающая
объединение индивида с другими людьми
и 2) «дифференцирующая», способствующая
его выделению по сравнению с другими
и создающая основу для чувства собственной
уникальности [4].
Советская психология рассматривала
“Я-концепцию” в основном в русле изучения
самосознания. Опираясь на принцип системности
самосознание представляет собой сложное
психологическое образование, имеющей
свою структуру и содержание, а также выполняющее
определенные функции.