Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….…39
Литература …………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelana (1).doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ставропольский государственный медицинский университет

Факультет гуманитарного  и медико-биологического образования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

 

 

студентки 2 курса

группы 250

Шутенко Евгении                           

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры 

русского языка

Олейникова  Елена Николаевна

 

 

 

Работа допущена к защите                     Дата защиты «   » ____________ 2013г.

«  » _____________ 2013г.

Зав. кафедрой __________                   Оценка «_______________»

 

 

 

Ставрополь, 2013

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………………………………………7

1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе ……………………………..7

1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………….………………………………………………………18

 ГЛАВА 2. Экспериментальное  изучение психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………..………………………..29

2.1. Организация и методики экспериментального исследования ………29

2.2. Анализ  результатов  исследования …………………………………..32

Заключение ………………………………………………………………….…39 

Литература …………………………………………………………………….41

Приложение ……………………………………………………………..… 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Также  требования растут и к ребенку-будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования.

  Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится личностью, учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.

 Проблема  готовности дошкольников к обучению  в школе не нова, она всегда  находилась и находится в центре  внимания педагогов и психологов  с тех пор, как появились  общественные учебные заведения  и является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Но следует обратить внимание на тот факт, что решение этой проблемы меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

 В отечественной  и зарубежной психолого-педагогической  науке проблема готовности детей  к школьному обучению исследовалась  в различных аспектах. Выдающимися  педагогами прошлого было выдвинуто немало интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Т. Мор)

 Большинство  современных педагогов и психологов рассматривают подготовку детей к обучению в школе с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, которая обеспечивает полноценную адаптацию дошкольников к школе (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева, Ю. В. Карпов, Т. С. Яковлева), считая  главным в данной готовности интеллект.

В настоящее  время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают  менее 50% детей старшего дошкольного  возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач и остается одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей.

            Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально- психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

            Сегодня значительное количество детей, которые по ряду причин, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению. Это явление получило название социально-психологической дезадаптации, одной из основных причин школьной дезадаптации остается психологическая неготовность к обучению в школе детей.

Под общим недоразвитием  речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое  отставание всех компонентов языковой системы:  нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Изучением проблемы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Е. А. Флерина, Т. В. Туманова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И.  Лалаева и др., которые уделяли большое внимание вопросам обогащения и активизации словаря, развития связной и произносительной сторон речи, разработке методики проведения занятий, дидактических игр, упражнений и заданий.

Проблема: готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике и занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска».

Цель  исследования: изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

Объект  исследования: психологическая готовность к школе.

Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  III уровня

Задачи  исследования:

1. Проанализировать  медицинскую, педагогическую и  психологическую  литературу  по проблеме исследования с целью изучения особенности психологической готовности к школьному обучению детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2. Определить  критерии оценки, подобрать методики  для выявления уровней психологической  готовности к школьному обучению детей  старшего дошкольного возраста с нормальным психофизиологическим развитием и с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Экспериментально  выявить особенности психологической  готовности к школьному обучению  детей  контрольной и экспериментальной групп.

4. Провести качественный и количественный анализ и описать особенности психологической готовности к школьному обучению детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Положения общей, возрастной, специальной психологии и педагогики о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (Л Л. Божович, JI.C. Выготский, AB Запорожец, Р Е. Левина, М.И. Лисина и др.);

Теоретические и методические основы речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и возможностей его оптимизации при подготовке к школьному обучению (М.М Алексеева, EJE. Кравцова, ТА. Кривченко, Е О. Смирнова, Е В. Степанова, О С Ушакова, Д Б. Эльконин, В И Яшина и др) ;

Методы исследования: теоретико-методологические - теоретический  анализ психолого-педагогической и  методической литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические — изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ различных видов деятельности дошкольников, констатирующий, формирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.

Методы  исследования - для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы:

1) Теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования;

2) Тестирование;

3) Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному  обучению детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе.

Психологическая готовность к обучению в школе  рассматривается на современном  этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. (32)

В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться , возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.(32)

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. (17)

Наиболее полно  понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора   прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. (10)

Новое отношение  ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.(8)

В своих исследованиях  Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть  становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». (36)

А.Н.Леонтьев считает непосредственно  движущей силой  развития ребенка  его реальную деятельность с изменениями  во «внутренней позиции».(28)

В последние годы все большее  внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в  тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. (35)

По мнению С. Штребела, А.Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.(28)

 К умственной области  авторы относят способность ребенка  к  дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому  мышлению и так далее.

Под эмоциональной  зрелостью  они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается  ими с потребностью ребенка в  общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5  до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе  забирать  его оттуда и путем  многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная.  Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения  в школе и тем самым  постепенно выравнивать развитие всех детей. (1)

Надо отметить,  что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных  авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к  школьному обучению пользуются   понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка  и  существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов  - Вронфенвреннер, Врунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль  социальных  факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Информация о работе Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня