Педагогические основы дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр

1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах

1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 Введение

 

 Глава I Педагогические  основы дидактической игры

 

1.1 Значение, структура, функции  и виды дидактических игр

 

1.2 Методика руководства  дидактическими играми в разных  возрастных группах

 

1.3 Характеристика познавательных  интересов и способы их развития  у старших дошкольников

 

 Заключение

 

 Библиографический список

 

 Приложения

 

Введение

 

 Игра и учеба - это  две разные деятельности, между  ними имеются значительные качественные  различия. Справедливо замечено  еще Н.К. Крупской, что "школа  отводит слишком мало места  игре, сразу навязывая ребенку  подход к любой деятельности  методами взрослого человека. Она  недооценивает организаторскую  роль игры. Переход от игры  к серьезным занятиям слишком  резок, между свободной игрой  и регламентированными школьными  занятиями получается ничем не  заполненный разрыв. Тут нужны  переходные формы". В качестве  таковых и выступают дидактические  игры. Эта своеобразная форма  деятельности - учение в дидактической  игре - появляется уже в дошкольном  возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал,  что обучение в форме игры  может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не  развлекающим.

 

 Необходимость использования  дидактической игры как средства  обучения детей в дошкольный  период определяется рядом причин:

 

1. Игровая деятельность  как ведущая в дошкольном детстве  еще не потеряла своего значения;

 

2. Освоение учебной деятельностью,  включение в нее детей идет  медленно (многие дети вообще  не знают что такое "учиться");

 

3. Имеются возрастные  особенности детей, связанные  с недостаточной устойчивостью  и произвольностью внимания, преимущественно  непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного  типа мышления. Дидактическая игра  как раз и способствует развитию  у детей психических процессов.

 

4. Недостаточно сформирована  познавательная мотивация. Дидактическая  игра во многом способствует  преодолению трудностей.

 

 А.В. Запорожец, оценивая  роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была  не только формой усвоения  отдельных знаний и умений, но  и способствовала бы общему  развитию ребенка".

 

 Современные условия  характеризуются гуманизацией познавательного  процесса, обращением к личности  ребенка, развитию лучших его  качеств, формированию разносторонней  и полноценной личности. Реализация  этой задачи объективно требует  качественно нового подхода к  обучению и воспитанию детей,  организации всего образовательного  процесса. В первую очередь, это  означает отказ от авторитарного  способа обучения и воспитания  детей. Обучение должно быть  развивающим, обогащать ребенка  знаниями и способами умственной  деятельности, формировать познавательные  интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения  способы, средства и методы  обучения и воспитания детей.  В связи с этим особое значение  приобретают игровые формы обучения  и воспитания детей, в частности,  дидактические игры.

 

 Эта тема меня заинтересовала, и целью данного курсового  исследования является на основе  изучения и анализа психолого-педагогической  литературы убедиться, что именно  дидактическая игра является  необходимым и наиболее действенным  методом обучения детей, в частности  в формировании у них познавательных  интересов.

 

 Объект исследования: процесс развития познавательных  интересов у детей старшего  дошкольного возраста.

 

 Предмет исследования: влияние дидактических игр и  упражнений в развитии познавательных  интересов.

 

 Глава I . Педагогические  основы дидактической игры

 

1.1 Значение, структура, функции  и виды дидактических игр.

 

 Среди всего многообразия  игр для дошкольников особое  место принадлежит дидактическим  играм. Дидактические игры - это  разновидность игр с правилами,  специально создаваемых педагогикой  в целях воспитания и обучения  детей. Эти игры направлены  на решение конкретных задач  обучения детей, но в, то  же время в них проявляется  воспитательное и развивающее  влияние игровой деятельности.

 

 Значение игры в  воспитании ребенка рассматривается  во многих педагогических системах  прошлого и настоящего. С наибольшей  полнотой дидактическое направление  представлено в педагогике Ф.  Фребеля. Взгляды Фребеля на  игру отражали религиозно-мистические  основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,  — это выявление и проявление  того, что изначально заложено  в человеке божеством. Через  игру ребенок, по мнению Фребеля,  познает божественное начало, законы  мироздания и самого себя. Фребель  придает игре большое воспитательное  значение: игра развивает ребенка  физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является  наиболее типичной деятельностью  для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей  в детском саду Фребель считал  игру. Им разработаны различные  игры для детей (подвижные,  дидактические), среди них игры  «с дарами». Этим играм Фребель  придавал особое значение. Через  игры «с дарами», по мнению  Фребеля, дети должны подойти  к пониманию единства и многообразия  мира. Символика игр «с дарами»  была чужда и непонятна детям.  Методика проведения игр отличалась  сухостью и педантизмом. Дети  играли в основном по указанию  взрослого.[2, с.100-101]

 

 Дидактическое направление  использования игры характерно  и для современной английской  педагогики. Самостоятельная творческая  игра детей используется как  метод обучения: играя, дети упражняются  в счете, знакомятся с окружающим  миром (растениями и животными), с принципами работы несложных  машин, узнают причины плавания  тел и т. д. Большое значение  придается играм-драматизациям.  Они помогают детям «войти  в атмосферу» того или иного  произведения, понять его. Для  игр-драматизаций подбираются эпизоды  из сказок, религиозные истории.  Игра, таким образом, выступает  как образовательный метод.

 

 В американских детских  учреждениях, работающих по системе  М. Монтессори или Ф. Фребеля,  по-прежнему основное место отводится  дидактическим играм и упражнениям  с различными материалами; самостоятельным  творческим играм детей не  придается значения.

 

 Большой интерес представляют  взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного  деятеля в области дошкольного  воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает  игру как одну из форм организации  педагогического процесса в детском  саду и вместе с тем как  одно из важнейших средств  воспитательного воздействия на  ребенка. Формы игры, ее содержание  обусловлены средой, в которой  живет ребенок, обстановкой, в  которой протекает игра, и ролью  педагога, организующего обстановку  и помогающего ребенку ориентироваться  в ней.

 

 В детском саду, руководимом  Е. И. Тихеевой, существовали и  использовались игры двух видов:

 

1) свободные игры, стимулированные  окружающей средой, в том числе  и педагогической,

 

2) игры, организованные педагогом,  игры с правилами.

 

  Дети играли как  индивидуально, так и коллективно.  В коллективных играх у детей  развивалось чувство социальной  зависимости, умение учитывать  не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать  личными выгодами ради общего  блага». Е. И. Тихеева рекомендовала  развивать и все виды образовательных  игр.

 

 Особая заслуга принадлежит  Е. И. Тихеевой в раскрытии  роли дидактической игры. Она  справедливо считала, что дидактическая  игра дает возможность развивать  самые разнообразные способности  ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль  воспитателя в дидактической  игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием  и правилами. Е. И. Тихеева  разработала много дидактических  игр, которые до сих пор используются  в детских садах. [2., с.102-103]

 

 Однако известно, что  умение играть возникает не  путем автоматического переноса  в игру усвоенного в повседневной  жизни. Нужно приобщать детей  к игре. И от того, какое содержание  будет вкладываться взрослым  в предлагаемые детям игры, зависит  успех передачи обществом своей  культуры подрастающему поколению.

 

 Согласно теоретическим  позициям психологов (Л. С. Выготский,  А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются  и наиболее эффективно развиваются  главные новообразования этого  возраста: творческое воображение,  образное мышление, самосознание. Особое  значение имеет игра для становления  разных форм произвольного поведения  детей. В ней развиваются произвольное  внимание и память, складывается  соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [5 , с.7-8].

 

 Во многих исследованиях  подчеркивается, что игра является  важным средством формирования  ценностных ориентации, деятельностью,  в процессе которой более успешно  происходит усвоение дошкольниками  нравственных форм поведения  [4.– с. 74-81. , с.50], развитие творческих  сил, воображения, эстетических  чувств. Ученые утверждают, что в  игровой деятельности складываются  благоприятные условия для перехода  от наглядно-действенного мышления  к образному и к элементам  словесно-логического мышления. В  игре развивается способность  ребенка создавать обобщенные  типичные образы, мысленно преобразовывать  их. Именно в игре первоначально  проявляется способность добровольно,  по собственной инициативе подчиняться  различным требованиям.

 

 Игра имеет значение  для развития личности ребенка-дошкольника  в целом. С. Л. Рубинштейн  писал: «Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно  значительная роль в развитии  личности, в формировании ее свойств  и обогащение ее внутреннего  содержания».

 

 В игре все стороны  личности ребенка формируются  в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно  вспомнить еще одну мысль С.  Л. Рубинштейна: «...в игре, как  в фокусе, собираются, в ней проявляются  и через нее формируются все  стороны психической жизни личности...»  [5, с.8].

 

 В процессе игры  зарождаются и развиваются новые  виды деятельности дошкольника.  Именно в игре впервые появляются  элементы обучения. Использование  игровых приемов делает обучение  в этом возрасте «сообразным  природе ребенка». Игра создает  «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В  игре ребенок всегда выше своего  среднего возраста, выше своего  обычного повседневного поведения;  он в игре как бы на голову  выше самого себя. Игра в конденсированном  виде содержит в себе, как в  фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок  в игре как бы пытается сделать  прыжок над уровнем своего  обычного поведения».

 

 Вопросы использования  дидактических игр в детском  саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему  времени установлены функции  дидактических игр, определено  их место в педагогическом  процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика  дидактических игр, разработано  содержание игр по разным разделам  воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства  ими со стороны педагога.

 

 Дидактическая игра  — это средство обучения и  воспитания, воздействующее на эмоциональную,  интеллектуальную сферу детей,  стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется  самостоятельность принятия решений,  усваиваются и закрепляются полученные  знания, вырабатываются умения и  навыки кооперации, а также формируются  социально значимые черты личности.

 

 Анализ литературы  в ходе изучения дидактической  игры позволил выделить несколько  направлений, которые явились  ведущими на определенных этапах  развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся  следующие: изучение дидактической  игры как средства образовательной  работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую  деятельность детей, обеспечивающего  развитие личности, как метода  всестороннего воспитания детей,  как средства формирования потребности  в самоутверждении.

 

 Данный анализ позволяет  констатировать, что в педагогической  литературе наиболее полно представлены  возможности дидактических игр  как обучающего средства, способного  помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной  деятельности.

 

 Значение дидактических  игр чрезвычайно велико еще  и потому, что в процессе игровой  деятельности наряду с умственным  осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы  руки. Усваивая цвета, их оттенки,  форму предметов, манипулируя  игрушками и другим игровым  оборудованием, приобретая определенный  чувственный опыт, дети начинают  понимать красоту окружающего  мира. Выполняя правила игры, ребята  приучаются контролировать свое  поведение, в результате чего  воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить  друг другу на помощь, радоваться  собственным успехам и успехам  товарищей. В немногих исследованиях  изучаются вопросы воспитательного  значения дидактических игр: показана  их роль во всестороннем развитии  личности, в формировании способностей  ребенка, воспитании социальной  активности, развитии воли и произвольности  дошкольника, усвоении правил  поведения, создании условий для  появления сознательной оценки  своих возможностей и умений, обеспечении эмоционального характера  деятельности, выявлена возможность  их использования с целью коррекции  поведения.

Информация о работе Педагогические основы дидактической игры