Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии |
6 |
|
6 |
|
10 |
|
14 |
Выводы |
25 |
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности |
27 |
2.1 Методы и методики исследования |
27 |
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей |
29 |
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей |
34 |
2.4 Анализ взаимосвязи
ценностных ориентаций и |
35 |
Выводы |
36 |
Заключение |
37 |
Список использованных источников |
38 |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Субъективное благополучие
личности представляет собой сложное
социально-психологическое
Социально-психологическое
исследование проблемы субъективного
благополучия личности относится к
числу наименее разработанных как
в отечественной, так и в зарубежной
психологии. Исследование взаимосвязи
ценностных ориентаций и субъективного
благополучия приобретает особое значение
в условиях глобальных социальных перемен.
Изменения, происходящие в настоящее
время в нашей стране, захватили
не только политику, экономику, идеологию,
искусство, образование, но и область
человеческих взаимоотношений. Все
чаще проявляются индивидуализм, жесткость,
конфликтность, посягательства на естественные
права личности. Эти негативные явления
отрицательно сказываются на индивидуальной
жизни людей, изменяют ценности, нормы,
стратегии поведения и
Как известно, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, установок, мировоззрения и наиболее чувствительным к социальным переменам в обществе. Именно поэтому, представляется особенно важным выявление тех связей и факторов благополучия, которые могут оказать влияние на все последующее жизнеопределение юношества, с одной стороны, и тех оснований и критериев, которые станут наиболее важными для формирования субъективного благополучия в будущем - с другой.
Изучение проблемы субъективного благополучия необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного человека, конструктивному отношению к действительности, формированию позитивного подхода к решению стоящих перед личностью задач. Следовательно, изучение проблемы субъективного благополучия и его связи с ценностями имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, в частности, в целях оказания психологической помощи личности.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения теоретическая разработка вопросов, касающаяся структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально-психологическими и психологическими образованиями, а также имеется социальный запрос на формирование личности, обладающей достаточным уровнем субъективного благополучия для полноценного социального функционирования личности.
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества.
Задачи:
Объект исследования: субъективное благополучие как интегральное социально-психологическое образование.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Гипотеза исследования: существует статистически значимая взаимосвязь между ценностными ориентациями и субъективным благополучием личности.
Методы:
Методики:
Методологическую основу исследования составили сихологическая и социально-психологическая теории личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, A.А. Бодалев, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, А.Н. Леонтьев, B.В. Новиков и др.), психологическая теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), подходы к идентификации субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова, P.M. Шамионов).
Теоретическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание субъективного благополучия личности, углубляют знание о структуре, ценностно-смысловых основаниях и факторах субъективного благополучия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности психологов в аспекте формирования субъективного благополучия личности, разработку технологий диагностики субъективного благополучия. Основные выводы исследования могут быть использованы в работе социально-психологических служб, практических психологов, а также в психотерапевтической практике.
Эмпирическая база. В исследовании взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности приняли участие 30 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Личность и ее отношения
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [3].
Если понятие индивида
включает в себя общие качества homo
sapiens - представителя человеческого
рода как биологического вида, то понятие
личности связано с понятием индивидуальности
- с творческим преломлением в индивиде
общесоциальных качеств с неповторимой
системой отношений конкретного
человека к миру, с его индивидуальными
способностями социального
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях [1].
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого
организма (генотип) определяет его
анатомо-физиологические
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками [16].
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных) [7].
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью
развитая личность обладает личностной
автономией, утверждением своей индивидуальности.
В критических ситуациях такая
личность сохраняет свою жизненную
стратегию, остается приверженной своим
позициям и ценностным ориентациям
(целостность личности). Возможные
психические срывы в
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный
индивид устанавливает
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии