Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа
Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.
Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38
и построения жизненной перспективы у подростков.
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной
подростков …………………………………………………
1.3. Особенности
целеполагания и построения
перспективы подростков…………………
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….…………………………
2.2. Жизненная
перспектива и
Выводы …………………….……………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы
…..….…………………………………………………………
38
Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.
Е.И.Головаха в книге «Жизненная
перспектива личности»
Объект исследования: целеполагание и построение жизненной перспективы.
Предмет исследования: закономерности целеполагания и построения временной перспективы у подростков.
Целью данной работы является изучение способов оказания помощи подросткам в построении их жизненной перспективы.
Гипотезой настоящего исследование
является предположение о том, что человеку
необходимо самостоятельно выбирать свой
жизненный путь, определять собственные
планы на будущее, используя те возможности,
которые ему предоставляют родители, педагоги
и психологи образовательных учреждений,
литература, средства массовой информации.
Теоретический
анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной
перспективы у подростков.
Ранее уже шла речь о сходстве
таких понятий как жизненные
цели, планы, ориентации и
Но социальное самоопределение
и поиск себя включает не
только составление планов
Обобщая, выше сказанное,
Временная перспектива – это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то общие ценностные ориентации в осознанной картине будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? Какими средствами, и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели? [5]. Другая картина будущего наблюдается в том случае, когда временная перспектива сформирована не в той мере, чтобы человек мог последовательно и определённо ответить на вопросы, от решения которых зависят направление и содержание его жизненного пути. Если жизненные цели определены неадекватно – их содержание не связано с выбором профессии, а сроки реализации иллюзорны, это будет иметь существенные последствия для всего дальнейшего жизненного пути человека.
Существует мнение, что термин временная перспектива недостаточно характеризует все аспекты жизни человека связанные с его отношением к будущему. С точки зрения социолога – это не только временная перспектива, но и пространственная, в той мере, в какой человек планами, целями и результатами деятельности осваивает определённую область общественного пространства, в котором сферы общественной деятельности складываются на пересечении жизненных траекторий социальных групп и отдельных людей. В связи с этим возможно использование понятия характеризующего основные, содержательные и структурные моменты, связанные с представлением человека о своём будущем. Наиболее удачным представляется понятие жизненная перспектива. К.К. Платонов предложил определение жизненной перспективы как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определённых целей. Это определение правильно отражает сущность жизненной перспективы как системы представлений человека о возможном будущем. Однако перспектива – это не всегда желаемое, но часто – ожидаемое с тревогой и опасением. Неудачи и утраты, вряд ли целесообразно планировать, и тем более желать их осуществления. Однако их вполне можно ожидать, готовясь к предотвращению негативных последствий. Поэтому жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой зависимости программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную. Если человек ожидает утраты и неудачи и при этом в арсенале программных событий не находит того, что могло бы предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, его жизненная перспектива утрачивает положительную регулятивную функцию и может дезорганизовать поведение. Следовательно, ключевым моментом жизненной перспективы человека являются те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности.
Жизненная перспектива – не
раз и навсегда выработанная
стратегия. Каждому
Возраст юности является одним
из наиболее сложных периодов
в жизни человека, в котором
вопрос формирования жизненной
перспективы возникает
Значение жизненной
Проблема поиска смысла
Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков