Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
С.А. Филимонова
Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности
Собственное методическое исследование
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
агрессивного поведения ребенка дошкольного
возраста в процессе социально-культурной
деятельности………………………………………………
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности
в российских и зарубежных теориях……………………………………………………………
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики
детской агрессивности и агрессивного
поведения ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………
1.4. Процесс социально – культурной деятельности,
способствующий профилактике агрессивного
поведения ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………
Глава 2. Особенности социально-культурной
деятельности дошкольного образовательного
учреждения в профилактике агрессивного
поведения ребенка……………………………………………………………
2.1. Состояние проблемы
агрессивного поведения
2.2. Программа профилактики
агрессивного поведения
2.3. Условия результативности
реализации программы профилактики агрессивного
поведения дошкольников в процессе
социально-культурной деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования.
Современное
состояние российского
Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.
Повышенная
агрессивность детей является
одной из наиболее острых
Проблема агрессивного поведения ребенка находит свое отражение в теоретических исследованиях. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов, но ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Те или
иные формы агрессии
Особенно важным изучение агрессивности является в 6-7 летнем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие методики по ее профилактики в процессе педагогической, психологической и социально-культурной деятельности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объяснения природы агрессивного поведения детей и выявления методов и технологий профилактики данной проблемы развития ребенка в процессе социально-культурной деятельности .
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
Объект исследования — процесс социально-культурной деятельности ДОУ.
Предмет исследования - особенности профилактики агрессивного поведения ребенка 6-7 летнего возраста в процессе социально-культурной деятельности.
В соответствии
с целью, объектом, предметом и
гипотезой исследования
1. Определить
понятие агрессивности и
2. Изучить
особенности проявления
3. Определить
специфику взаимодействия ДОУ
и семьи при решении проблем
агрессивного поведения
4. Выявить особенности процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.
5. Изучить
состояние проблемы агрессивного
поведения старших
6. Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.
7. Определить условия эффективности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования: если процесс социально-культурной деятельности ДОУ строится на взаимодействии педагогов и родителей, то это может способствовать профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- повышение
эмоционального благополучия
- учет индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребёнка;
- освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.
- использование в деятельности ДОУ системы методов и технологий СКД как средств в профилактике агрессивного поведения.
Методы исследования.
1. Контент - анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования;
2. Целенаправленное наблюдение
за агрессивными проявлениями
старших дошкольников по
3. Психологические и
4. Опрос родителей с целью изучения особенностей их воспитания детей в семье.
База исследования: ДОУ №19 города Зеленогорска, подготовительная группа в составе 21 человека и их родителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы профилактики агрессивного поведения ребенка в процессе социально-культурной деятельности.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности
Задачи:
1. Определить понятие
2. Изучить особенности
проявления агрессивного
3. Определить специфику
4. Выявить особенности процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях
Изучению
и анализу проблемы
Проявления агрессии
у людей бесконечны и разнообра
- агрессия – это любое
- агрессия – это действия, включающие в себя намерение обиды или оскорбления;
- агрессия – это попытка
- агрессия – это враждебное
поведение в отношении
- агрессия – это
любая форма поведения,
По мнению
А. Г. Бассу агрессия бывает
двух типов: физическая и
Физическая агрессия бывает:
- активная - прямая (применение
силы по отношению к другому
человеку, нанесение телесных
- пассивная – прямая
(стремление с помощью
Вербальная агрессия бывает:
- активная – прямая
(словесное оскорбление,
- пассивно – прямая (отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы) и пассивно – непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения) [7].
Необходимо
проанализировать наиболее
Огромного
внимания заслуживает теория
влечения (психоаналитический подход),
основоположником которой
Продолжателем идей З. Фрейда стала его дочь А. Фрейд, уделившая большое внимание проблемам детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка.
Этологический
подход представлен в работах
К. Лоренца, который