Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.
Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Кафедра ______________________
______________________________
______________________________
(название темы без кавычек заглавными буквами)
Курсовая работа
Выполнил: _______________________
студент _____ гр. заочного отделения
______________________________
(Ф.И.О. студента)
телефон (дом., сот.)
________________,
E-mail: ___________________________
Научный руководитель: ___________
______________________________
(уч. степень, уч. звание,
должность)
______________________________
(Ф.И.О.)
Чистополь – 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических
взглядов на проблемы подросткового возраста…………………………………………………………
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.
Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.
Данная курсовая работа
посвящена изучению специфики
и особенностей отношений
Несмотря на то, что
в социальной психологии
Углубленное изучение
данной темы необходимо для
того, чтобы получать новые знания
и находить нетрадиционные
Целью курсовой работы
является выявление социально-
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы
отечественных и зарубежных
2. Определить
3. Разработать методические
средства исследования
4. Получить эмпирические
данные о наиболее
Объектом исследования
является система социального
взаимодействия подростка с
Предметом исследования
является специфика отношений
межличностной значимости
Основная гипотеза
исследования: совокупность отношений
межличностной значимости
Методологической основой
работы являются принципы
Помимо изучения научной
психологической литературы, наблюдения,
бесед со школьниками-
Практическая значимость
курсовой работы заключается
в возможности использования
данного материала в процессе
оптимизации отношений
Глава 1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста
1.1. Подростковый возраст как историческое явление
Подростковый возраст
обычно характеризуют как
Рассмотрение подросткового
возраста требует четкого
До ХVII - ХVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление наступает значительно позже, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая характеризуется как взрослость, - продукт нового времени [14, c.100].
Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению от 11 до 20 лет.
Л.С. Выготский подходил
к подростковому периоду как
к историческому образованию. Он
считал, что особенности протекания
и продолжительность
Согласно взглядам
Л.С. Выготского, подростковый возраст
- это самый неустойчивый и
изменчивый период, который при
неблагоприятных условиях
Л.С. Выготский пришел
к выводу о том, что в подростковом
возрасте структура возрастных
потребностей и интересов
Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития был Ж.-Ж. Руссо. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как "второе рождение", когда человек "рождается в жизнь" сам, подчеркнул важную особенность данного периода - рост самосознания [10, c.49].
В подростковый период
происходит расширение
С. Холл сравнивает
подростковый период с
В соответствии с
теорией рекапитуляции С. Холл
считал, что подростковая стадия
в развитии личности
С. Холл впервые описал
амбивалентность и
Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э Шпрангер описал три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется
резким, бурным, кризисным течением,
когда отрочество переживается
как второе рождение, в итоге
которого возникает новое "Я"
Второй тип развития - плавный, медленный,
постепенный рост, когда подросток
приобщается к взрослой жизни
без глубоких и серьезных
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга. Первоначально эстетическая любовь, считает Э. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека.