Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Большое значение имеет эта проблема и в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственное воспитание – двухсторонний процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей ……………………………………………………..
1.1Сущность, понятие и задачи нравственного воспитания…………..
1.2. Особенности формирования нравственных качеств умственно
отсталых детей………………………………………………………………….
Вывод:…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Воспитание нравственных качеств умственно отсталых детей на уроках общественного труда………………………………………………….
2.1. Методы нравственного воспитания умственно отсталых детей……
2.2. Труд как средство нравственного воспитания детей………………..
Вывод……………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ - копия.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………..……… 

ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основания нравственного  воспитания  умственно отсталых детей ……………………………………………………..

      1.1Сущность,  понятие и задачи  нравственного воспитания…………..

      1.2. Особенности  формирования  нравственных качеств умственно

отсталых  детей………………………………………………………………….

Вывод:…………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Воспитание нравственных качеств умственно отсталых детей на уроках общественного труда………………………………………………….

      2.1.   Методы нравственного воспитания  умственно отсталых детей……

      2.2.   Труд как средство нравственного  воспитания детей………………..

Вывод……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

          ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основания нравственного воспитания  умственно отсталых детей

         

    1. Сущность,  понятие и  задачи нравственного воспитания

 

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Большое значение имеет эта проблема и в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Нравственное  воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии  воспитателей на воспитанников и  в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании  своего отношения к нравственному  и безнравственному в поступках  и во всем поведении.

Единство  нравственного сознания, воплощенное  в устойчивых нравственных качествах – это важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Писатель и педагог С. А. Соловейчик отмечает  что: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам, а нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями» [ ]. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения». [  ] Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности).

 По мере смены общественно-экономических  формаций меняется представление о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[  ]

Таким образом  нравственное воспитание - это целенаправленная система воздействия на сознательную чувственность, поведение детей, формирование у них моральных качеств.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей  нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной  личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • формирование нравственных привычек.

Становление личности умственно отсталого  ребенка связанно с формированием  у него правильного сознания своего социального статуса и  самооценкой.

Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.

Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.

Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.    

Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой  регуляции затрудняют выработку  важных нравственных чувств у умственно  отсталых детей. Это проявляется  в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.

У учащихся младших классов формируется  чувство уважения к старшим, чувство  ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство  справедливости, готовность заступиться  за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр.

У учащихся средних классов формируется  чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у  мальчиков чувство уважения к  девочкам, а у девочек чувство  собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается  чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.

У старших подростков (VII-IX классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела  поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков,  в защиту слабых, обиженных.

Формирование навыков и привычек общественного поведения – важная задача нравственного воспитания.

Особое место в работе с умственно  отсталыми детьми занимает процесс  воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, замедленность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Таким образом, нравственность – является неотъемлемой стороной личности, которая, обеспечивает добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, к труду. Это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Также в задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся честности, правдивости. Большого внимания требует к себе работа по воспитанию у учащихся вспомогательной школы дружбы, товарищества, коллективизма.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Исключительно большая важность нравственного  воспитания связана с тем, что  овладение и практическое следование нормам и правилам морали приобщает  ребенка к высшим нравственным ценностям  общества, облагораживает все его  действия и поступки. Нравственное воспитание детей должно быть не только тесно связано, но и пронизывать все сферы их разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Большая роль в этом процессе принадлежит классным руководителям и воспитателям. Практически вся их деятельность связанна с побуждением учащихся к учению, создание воспитательного коллектива, организация общественно-полезной работы которая направлена и подчинена нравственному воспитанию, формированию у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.

Дети с ограниченными возможностями  испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого  использования в реальной жизни, расхождением между нравственными  категориями и их воплощением  в поведении и деятельности. Причинами  нравственного недоразвития детей  с проблемами выступают нарушения  в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического  опыта. В связи с чем,  возникают особенности в формировании нравственных качеств умственно отсталых детей.

 

        1.2.Особенности формирования нравственных качеств умственно-отсталых детей

 

Формирование у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и, вместе с тем, наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы, так как успех включения умственно отсталого школьника в общественно полезный труд в конечном счете решается тем, насколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравственные качества.

Своеобразие нравственного воспитания во вспомогательной школе определяется особенностями аномального развития умственно отсталого ребенка, а  именно:

1) особенностями познавательной  деятельности;

2) особенностями эмоционально-волевой  сферы;

3) особенностями формирования характера.

Рассмотрим каждую из этих особенностей

 Нарушение познавательной деятельности затрудняет общение ребенка с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый школьник при поступлении во вспомогательную школу имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.

Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для  анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение  с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или  иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это  нередко приводит к нарушению  норм поведения, к нравственным поступкам.

Однако в процессе обучения в  связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и  нравственно развивается. Чем большим  кругом знаний он овладевает, тем более  правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. К  концу обучения во вспомогательной  школе ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает  основные нормы поведения в коллективе.

Особенности эмоционально-волевой сферы могут быть следствием неправильного отношения к ребенку родителей, взрослых. В этом случае олигофренопедагог должен конкретно знать, где и с чьей стороны был допущен просчет в воспитании, наметить перспективу педагогического воздействия на ребенка. Неправильное отношение к умственно отсталому ребенку часто выражается в том, что взрослые видят в нем только больного ребенка, который нуждается в помощи, а сам ничего сделать не сможет.

Информация о работе Психолого - педагогические основания нравственного воспитания умственно отсталых детей