Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа
Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»
Специальность 050711
«Социальная педагогика»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА
Веснина Ирина Сергеевна
Рецензент: Спицына
Надежда Ивановна
Городец
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы
социально-педагогической работы по формированию
санитарно -гигиенических навыков у детей
с РДА……………………………………………………………………… 1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА…………. 1.2. Санитарно-гигиенические
навыки и их формирование у детей………………………………………………………………. 1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….……… Выводы ……………………………………………………….. Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………….. 2.1.Диагностика 2.2. Проектирование и организация
индивидуальных занятий по формированию
санитарно-гигиенических навыков у детей
с РДА……………………………………………………………………… 2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………… Выводы …………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Литература ………………………………………………… Список приложений………………………………… Приложения…………………………………………………… |
3
7 7
17
27 38
40
40
49
68 74 76 79 83 84 |
ВВЕДЕНИЕ
Ранний детский аутизм
(РДА) в настоящее время все
чаще рассматривается как психолого-
Комплексная медико-психолого-
Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями. Таким образом, формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей с РДА крайне затруднено, хотя и необходимо. В связи с нарушениями коммуникативной сферы у детей практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Сюжетно-ролевая игра, свойственная детям без аномалий в развитии, фактически отсутствует у детей с аутизмом. Именно поэтому этих детей приходится отдельно и весьма долго обучать элементарным санитарно-гигиеническим навыкам.
Ранний детский аутизм объединяет детей с разным уровнем психического развития: с тяжелым нарушением умственного развития и с так называемым «блестящим» речевым и интеллектуальным развитием. При этом важно отметить, что трудности социально-бытовой адаптации, развития санитарно-гигиенических навыков характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении. В первом случае она может позволить сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребенка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором - формирование средств социально-бытовой адаптации необходимо для овладения навыками самостоятельной жизни.
Работа по развитию санитарно-гигиенических
навыков чрезвычайно важна
В связи с этим представляется актуальным рассмотреть конкретные методы и приемы формирования санитарно-гигиенических навыков детей с РДА, определить условия их успешного применения.
Объект исследования: санитарно – гигиенические навыки детей с РДА.
Предмет исследования – социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков детей с РДА.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (ГБУ РЦДПОВ)
Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Гипотеза исследования: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях:
- изучения и учета психологических особенностей детей с РДА, особенностей их социально-бытовой адаптации и социализации;
- включения в данную работу эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.
Основные задачи:
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
Эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа, проектирование.
Данное исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (JI.C. Выготский). Путь к самостоятельности лежит в русле взаимодействия ребенка и взрослого и проходит через совместно-разделенное действие в процессе обучения санитарно-гигиеническим навыкам, в каждодневной жизни (И.А.Соколянский, А.И. Мещеряков).
Основой для работы стали
традиционный для российской специальной
психологии комплексный подход к
обучению и воспитанию ребенка с
проблемами, опирающийся на понимание
единства процесса когнитивного и аффективного
развития ребенка; рассмотрение социально-бытового
воспитания в связи с культурным
развитием и эмоционально-
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при организации коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими РДА в условиях реабилитационного центра и семье.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма
как самостоятельная
Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом [28,6]. По мнению Браенской[1,35] ранний детский аутизм или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Легкие стертые формы раннего детского аутизма наиболее распространены, трудно провести линию между РДА и шизоидной психопатией, формированием личности.
Дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма, пишет Т. Питерс, отличается от различных аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, так и психологической структуры нарушений [31,13].
Согласно МКБ 10 (Международная классификация болезней) выделяют:
Комплекс внешних проявлений РДА, как выявлено во множестве исследований, может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология ЦНС. Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации - сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Первичный дефект создает неполноценность, и ребенок вынужден к ней приспосабливаться, стабилизировать среду своего существования, то есть аутизм это защитный компенсаторный механизм позволяющий защититься от среды. Вторично страдают социально детерминированные стороны психики: навыки опрятности, самообслуживания, трудности формирования игры [34,8].
Страдают процессы восприятия, формирующиеся в процессе предметной деятельности - планомерное исследование объекта, выделение признаков (искажено или не сформировано). Несмотря на взросление в восприятии доминирует аффективный компонент.
Патологические особенности развития при РДА, как выявили Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., связаны с отдельными нарушениями психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, регуляторных систем, с затруднением социальной адаптации, асинхронией развития в целом - искажения нормального взаимодействия функций. Формируется диспропорция интеллектуального развития, когда значительные достижения в одних сферах сочетаются с недоразвитием других [22,64].
В.Е. Каган выделил как наиболее значимыми в клинической картине РДА следующие признаки:
1. аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
5. раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом) [15,25-29].
Ребенок с аутизмом, пишет
Е.К. Лютова, погружен в мир
собственных переживаний, отгорожен
от окружающего мира, не стремится
или не переносит межличностных
контактов. Отсутствует живая