Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной и социальной педагогики
Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»
Курсовая работа
Специальность 050711.65- Социальная педагогика
Выполнила:
Студентка ФПП з/о СП-33
З.А. Сальникова
Научный руководитель:
канд. педаг. наук, доцент кафедры
дошкольной и социальной педагогики
___________ Н.Н. Чалдышкина
Йошкар-Ола, 2012
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………
Введение
Сегодня в современной России в условиях обострения социальных и экономических проблем с каждым годом увеличивается число детей – «социальных сирот» По данным статистики, за последние годы из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, без одного родителя, 95 % - социальные сироты. Они испытывают множество психологических проблем: заниженную самооценку, повышенную тревожность, становятся изгоями в классе, у них возникают душевные страдания от отсутствия «социальной защищённости» в школе.
К сожалению, миллионы детей на земле остаются сиротами или живут в неполноценных семьях, подвергаясь насилию и дурному влиянию порочных взрослых людей. 40 % выпускников, испытывающих психологические проблемы и вовремя их не решив, после выхода из школы становятся преступниками, 30 % - алкоголиками и наркоманами, 10 % - заканчивают жизнь самоубийством.
Принципиально изменить социальную ситуацию в России в стремительно криминализирующемся обществе смогут лишь объединенные усилия широко развитой сети благотворительных организаций, четко координирующих свои действия. За последнее время неуклонно растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, на долю несовершеннолетних приходится каждое восьмое, раскрытое преступление, происшедшее в России. Как показывает статистика, большая часть преступлений совершается детьми из неполных и малообеспеченных семей.
Учитывая всё вышесказанное, в последние годы учеными психологами и педагогами ведётся активный поиск форм и методов работы с детьми, испытывающими психологические и педагогические трудности адаптации в школьном коллективе, в социуме вообще.
Одной из таких программ, которая активно внедряется в школы нашей республики, является программа «Рука в руке». Она действует в рамках уже широко известной международной благотворительной организации «Большие Братья/Большие Сестры», помогающая детям. Организация действует в Соединенных Штатах и во многих уголках мира с 1904 года.
Программа «Рука в руке» создавалась на предположении о том, что в каждом человеке есть то доброе зерно, которое может и должно прорасти в процессе помощи другому человеку, тем более тому, кому эта помощь просто необходима. Став нужным и необходимым другому человеку, непременно происходит коррекция собственного психологического состояния: повышается самооценка, снижается и корректируется уровень тревожности.
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Объект исследования: взаимоотношения волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Предмет исследования: социально-психологические особенности школьников.
Гипотеза исследования – диагностика социально-психологических особенностей волонтёров из числа школьников способствует своевременной корректировке данных особенностей при реализации программы «Рука в руке».
Методики исследования:
Практическая значимость
Экспериментальная база
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, состоящий из 22 наименований, заключения и 5 приложений.
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Проанализируем педагогические концепции детской социализации и социально-педагогической работы с детьми и подростками в отечественной науке начала ХХ века [21; с.145].
П. Ф. Каптерев в своем подходе к социализации отстаивает ценности русской классической педагогики, верность идеям народности. Он рассматривает изменение личности под воздействием внешних влияний как процесс присвоения культуры.
К. Н. Вентцель ориентируется на идеи свободного воспитания детей в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание – активное самоизменение личности в процессе усвоения культуры.
В.В.Зеньковский рассматривает процесс, цели социализации в системе православной жизненной миссии человека.
Выделим подход С. И. Гессена, который основывается на взаимосвязи духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры.
Концепции социализации, ориентирующие на всесторонне воспитание личности, определяются в трудах советских ученых (П.П. Блонского, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина).
Концепции
социализации в рамках педологии (Л.С.
Выготский, А.Б.Залкинд) сохраняли свои
тенденции в отечественной
Используя педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева указывает на необходимость такой системы, которая помогла бы воспитать человека в лучшем значении этого слова и обеспечивала бы всестороннее развитие личности, начиная с раннего возраста. Идеи свободного воспитания детей, педагогическая защита ребенка, позиции «свободного самовыявления ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка» являлись характерными особенностями педагогического наследия концепции Л.К.Шлегер [11; С.26 – 30].
Содержание и сущность индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками, их семьей, вопросы привлечения к ней общественности рассматривалась в работах отечественных ученых Л.У. Звонаревой, В.Н. Кочергина, М.Е. Кульпединовой, Л.Е. Никитиной, М.И. Рожкова, Н.Е. Сорочинской, С.В. Тетерского, А.Л. Уманского, Е.Е. Чепурных.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы XX в. В 60-е годы XX в. появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).
На рубеже 70-80-х годов XX в. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. Так, в педагогической науке Л.Д. Гуткина обратилась к проблемам социальной педагогики, пыталась осмыслить ее лучший опыт. [16; С.44-54]
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия: социальный педагог. Вслед за тем было принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».
В 1989-1991 гг. проводился широкомасштабный эксперимент «Школа-микрорайон». В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили В.Н. Гуров [6], М.П. Гурьянова [8], Б.З. Вульфов [4], В.Т. Березкина, А.Н. Бруднов [2], Г.С. Ермоленко посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе.
В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности “Социальная педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов.
С 1993 года
под руководством Центра социальной
педагогики Российской академии образования
реализуется комплексная федерально-региональная
программа «Социальная педагогика», в
которой задействованы 34 региона. Интересный
опыт накоплен в Олонецком центре социальной
педагогики и социальной работы (Республика
Карелия) по развитию разнопрофильных
детских объединений; в Волжском центре
- по созданию медико-психолого-
Так, Р.М. Куличенко считает, что социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка [10; с.67].
Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
Благодаря сельским экспериментальным школам, работающим как открытые социально-педагогические системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям.
В школах, где имеются ставки социальных педагогов, позитивно изменилось отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школах установилась атмосфера доброжелательности и творчества, в чем, по мнению коллектива, большая заслуга социальных педагогов.