Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
«Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников»
Выполнила студентка 6 курса 508 группы ОЗО
Кривцова Наталья Васильевна
специальность 050146
преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель психологии
Малева Елена Анатольевна
Работа допущена к защите
«___»____________2013г.
Работа защищена
«___»____________2013г.
С оценкой_____________
Татарск 2013год
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций…………………………………………
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования
На сегодняшний день
в психологии в сфере эмоций
начинаются глобальные
Эмоции обнаруживают своё
влияние на производстве и в семье,
в познании и искусстве, в педагогике
и клинике, в творчестве и в
душевных кризисах человека. Сегодня
проблема эмоциональных состояний
на деятельность стала более актуальна.
Постепенно я пришла к выводу, что
мне стоит углубиться в эту
проблему, так как меня заинтересовало
эмоциональное поведение
Проблема эмоций, возможность эмоционального воздействия на человека издавна занимали учёных.
Крупнейший учёный древности Аристотель более 2000 лет назад высказал ряд интересных мыслей об эмоциональной жизни человека. Он говорил, что всюду, где имеют место ощущения, появляются и удовольствия и страдания.
И. П. Павлов говорил:
»Эмоции являются « источником
силы» для деятельности
Английский физиолог У. Кеннон показал, что эмоция не возникает, если не будет соответствующего возбуждения центральной нервной системы. I
В учении Б. Спинозы обозначен
процесс эмоционального переключения,
при котором возникают новые
эмоциональные отношения. Любовь означает
положительное эмоциональное
громадный жизненный смысл.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, актуальность её для практики начальной школы позволили сформулировать следующую тему дипломной работы «Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников».
Объект исследования - эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, как средство эмоционального развития младших школьников.
Цель исследования - выявить особенности сюжетно-ролевой игры как средства эмоционального развития младших школьников.
Задачи исследования:
1.проанализировать психолого-
2.рассмотреть структуру эмоциональной сферы младшего школьника;
3. показать место игры в развитии эмоциональной сферы младших школьников;
4. разработать практические
рекомендации по сюжетно-
Гипотеза: предположим, что эффективность эмоционального развития младших школьников достигается, если в воспитании ребенка используются сюжетно-ролевые игры.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого- педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы для повышения эффективности его, а также для повышения эффективности эмоционального воспитания школьников.
База исследования - Усть - Таркская средняя общеобразовательная школа.
Дипломная работа включает
введение, две главы, заключение, список
литературы,приложения.
Глава 1
Психолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников через сюжетно - ролевую игру
Эмоции как физиологическое явление поддаются воспитанию и тренировке. Такая планомерная тренировка должна начинаться с раннего возраста, когда формируется «основа» будущей личности [3].
Эмоции в жизни ребёнка играют особенно большую роль. Они являются первой формой связи ребёнка с окружающей средой, служат выражением его отношения к предметному миру, толкают к познанию и тем самым способствуют всестороннему развитию, представляют одно из средств общения с взрослыми и со сверстниками.
Эмоции и деятельность,
развитие ребёнка очень тесно
связаны. Так на основе положительных
эмоций развивается речь, движения,
восприятие, память. Все положительные
новообразования в развитии ребёнка
требуют позитивного
Замечено, что первые эмоциональные
реакции ребёнка (крик, мимика, улыбка)
служат средством общения с взрослыми.
Комплекс оживления, улыбка являются началом
формирования положительных эмоций,
на фоне которых ребёнок более
успешно овладевает навыками, запоминает
связи между явлениями. Положительный
эмоциональный фон - необходимое
условие для нормального
Радостное состояние и голосовые реакции раньше и легче всего возникают при общении взрослого и несколько позже и в меньшем количестве при виде яркой игрушки.
М.Ю. Кистяковская, анализируя происхождение эмоционально- положительных реакций детей, убедительно показала, что они возникают не потому, что удовлетворены органические потребности ребёнка, а потому, что источником положительных эмоций являются ощущения, вызываемые деятельностью органов чувств, и в первую очередь зрения и слуха. Удовлетворение органических потребностей лишь снимает эмоционально- отрицательное возбуждение, создавая благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положительных реакций. Эмоционально- положительные реакции вызываются не теми взрослыми, которые только кормят детей, а теми, которые общаются с ними. Речь взрослого является наиболее сильным раздражителем для ребёнка. С голосом человека очень рано связывается много приятных ощущений. Подойдя к кричащему малышу, мать ласково говорит с ним, кладёт его на живот, и он успокаивается. Когда ребёнок становиться старше, он получает удовольствие от того, что с ним занимаются, разговаривают, дают игрушку. Ласковый разговор взрослых вызывает у ребёнка положительные эмоции. Если взрослый сопровождает речью показ какого-либо предмета или действия, у детей повышается к ним интерес. К концу первого, началу второго года жизни происходит перенос действия, усвоенного с одним предметом, на другие, сходные по каким-либо признакам. С появлением самосознания постепенно развивается способность ребёнка к апатии - пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-то вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.
В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость, быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удаётся выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребёнка полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Первая потребность-приписывание ребёнком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам. Другой признак- характер объяснения ребёнком успехов и неудач других людей. Третий - способность ребёнка различать задания разной степени трудности. Четвёртый - умение различать способности и прилагаемые усилия.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными или отрицательными эмоциями. Наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причём в основном лишь после успеха в деятельности. Ребёнок не просто радуется успеху. Но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства [19].
Деятельность дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. И это даёт возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребёнка.
Эмоциональное отношение ребёнка к игре.
Различный характер переживаний возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения раннего возраста.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом. Дети не слышат посторонних шумов, не отвечают на обращённые к ним вопросы. Многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Количество манипуляций с предметами незначительно. Эмоциональные появления крайне бледные. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Прерывая действия, дети отвлекаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к посторонним звукам. Мимика их маловыразительна. Игра почти не сопровождается речью.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.
Эмоциональное отношение ребёнка к игровому персонажу важно не только для развития игры, но и для воспитания у него нравственных качеств личности. Воспроизведя в игре отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения, дошкольник активно овладевает нравственными нормами поведения, поникает благородными чувствами и стремлениями[22].
В младшем школьном возрасте эмоции играют основную роль в мотивации поведения. Но назвать соответствующие эмоции можно тогда, когда слова взрослого и регулирование им поступков детей опираются на правильную оценку ситуации.
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников