Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:
1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».
2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16
1.1. «Качество жизни населения» и «качество медицинских услуг»: основы категориального анализа……. …….…...............................................................16
1.2. Формирование системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона: состояние, тенденции развития в контексте практики использования социальных целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18
1.3. Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22

РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27
2.1. Актуальность и содержание проблемы…………..……………………..…27
2.2. Анализ положения дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28
2.3. Существо проекта………………………………………………...………....28
2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28
2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29
2.6. Сроки и этапы реализации проекта…………………………..………...….29
2.7. Основные мероприятия проекта…………………………………...….…..29
2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29
2.9. Правовое обеспечение проекта………………………………….…….…...30
2.10. Ресурсное обеспечение проекта………………………………….….…....30
2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30
2.12. Механизм реализации проекта …......................................................30
2.13. План мероприятий по реализации инновационного проекта ………...31
2.14. Инвестиционный климат и риски...............................................................31
2.15. Организационный план................................................................................32
2.16. Финансовое обеспечение проекта...............................................................32
2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32
2.18. Общая сумма проекта……………………………………………...………32
2.19. Имеющийся задел по реализации мероприятий........................................32
2.20. Вопросы проектирования и прогнозирования в реализации проекта……………………………………………………………………………33

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33
3.1. Деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33
3.2. Условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37
3.3. Практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Никонова.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Содержание 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ  УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ  УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16

1.1. «Качество  жизни населения» и «качество  медицинских услуг»: основы категориального  анализа……. …….…...............................................................16

1.2. Формирование  системы показателей удовлетворенности  населения качеством медицинских  услуг в медицинских учреждениях  российского региона: состояние,  тенденции развития в контексте  практики использования социальных  целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18

1.3. Методика  и техника исследования степени  удовлетворенности населения качеством  медицинских услуг в медицинских  учреждениях Иркутской области  (в аспекте использования социальных  целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22

 

РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК  ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ  УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27

2.1. Актуальность  и содержание проблемы…………..……………………..…27

2.2. Анализ положения  дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28

2.3. Существо  проекта………………………………………………...………....28

2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28

2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29

2.6. Сроки и  этапы реализации проекта…………………………..………...….29

2.7. Основные  мероприятия проекта…………………………………...….…..29

2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29

2.9. Правовое  обеспечение проекта………………………………….…….…...30

2.10. Ресурсное  обеспечение проекта………………………………….….…....30

2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30

2.12. Механизм реализации  проекта …......................................................30

2.13. План мероприятий по  реализации инновационного проекта  ………...31

2.14. Инвестиционный климат  и риски...............................................................31

2.15. Организационный план................................................................................32

2.16. Финансовое  обеспечение проекта...............................................................32

2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32

2.18. Общая сумма  проекта……………………………………………...………32

2.19. Имеющийся  задел по реализации мероприятий........................................32

2.20. Вопросы  проектирования и прогнозирования в реализации            проекта……………………………………………………………………………33

 

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ  ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ  В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33

3.1. Деятельность  медицинских учреждений Иркутской  области по разработке социальных  целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33

3.2. Условия внедрения  инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37

3.3. Практические рекомендации  для медицинских учреждений Иркутской  области по внедрению социальных  целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования:

Здоровье, как  ключевое общественное благо, выступает  гарантом нормальной жизнедеятельности, функционирования и развития как  отдельно взятого индивида, так и  населения региона и государства в целом. В этой связи воспроизводство здоровья на макро-, мезо- и микроуровнях является объективной необходимостью. Важным институциональным фактором воспроизводства здоровья выступает здравоохранение. Посредством организации качественного медицинского обслуживания, включающего весь комплекс профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных медицинских услуг, возможно воспроизводство здорового общества.

В связи с  модернизацией отечественного здравоохранения  особую значимость в последние годы приобретает проблема качества медицинского обслуживания.

Поскольку вопрос качества медицинских услуг занимает одно из первых мест в числе задач государственного уровня. Данную проблему можно определить как всероссийскую, которая нуждается в необходимости немедленного решения. Актуальность данного проекта заключается в том, что на современном этапе жизни население нуждается в эффективных методиках лечения заболеваний, но условия, в которых и с помощью которых проводится это самое лечение совершенно не соответствует современным стандартам. Соответственно возникает проблема удовлетворенности населения качеством оказываемых им услуг в медицинских учреждениях. Проблема оценки качества медицинских услуг по мере развития медицинских технологий и изменения характера заболеваний все время усложняется. Сегодня превалируют хронические болезни, при которых эффект лечения крайне разнообразный, а, следовательно, оценка качества медицинской услуги стала делом значительно более сложным. Кроме того, медицинская помощь - это услуга далеко не всегда со знаком плюс. Например, в результате лечения больного спасли от смерти, но у него остался частичный паралич или другое инвалидизирующее последствие болезни. При этом оценка качества помощи будет зависеть от предпочтений потребителей. Таким образом, определение понятия качества медицинской помощи и ее оценка в современных условиях требуют новых подходов и критериев. Так как на сегодняшний день нашим государством разработано огромное количество программ, направленных на улучшение ситуации в российском здравоохранении, надежда на то, что люди увидят и оценят положительные изменения в качестве оказываемой им медицинской помощи остается.

На сегодняшний  день на территории Иркутской области  функционирует 729 учреждений здравоохранения  различных форм собственности.

Основу здравоохранения  области составляют учреждения государственной  областной (70 учреждений) и муниципальной (127 учреждений) форм собственности.

В последнее  время в области формируется  достаточно эффективная модель здравоохранения, оказывающая все более заметное влияние на здоровье населения. []

В Иркутске в  течение многих лет работают целевые  программы по здравоохранению, такие  как  «Охрана здоровья матери и  ребенка в г.Иркутске» на 2006-2008гг., «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи на территории г.Иркутска» на 2006-2008гг., «Профилактика и лечение социально значимых заболеваний, вакцинопрофилактика в г.Иркутске» на 2006-2008 гг.

Начиная с 2006 г. в г.Иркутске реализуется весь комплекс мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Здоровье».

С 2009 года меры по дальнейшему совершенствованию  профилактики, диагностики и лечению  заболеваний, оптимизации деятельности муниципального здравоохранения и  оказания социальной проводились в  рамках программы «Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске» на 2009-2012 годы.

Говоря о  проблемах качества медицинской  помощи, мы прежде всего имеем ввиду  устаревшее диагностическое и лечебное оборудование, отсутствие в необходимом  количестве профессиональных кадров, недостаточное лекарственное обеспечение, недостаточное количество койко-мест в стационарах медицинских учреждениях, а также низкий уровень заработной платы медицинских работников [].

Проведенный анализ статистических данных указывает нам  на то, что от проблем в здравоохранении так и не избавились. Возможно, это связано с недостаточной эффективностью программ, направленных на улучшение качества медицинских услуг, которые реализуются в регионе начина с 2006 года и по сей день. С другой стороны можно предположить, что у ряда руководителей учреждений системы здравоохранения по-прежнему отсутствует мотивация к развитию систем управления качества медицинской помощи, и они продолжают применять инициативно-целевую технологию управления качеством [].

Поиск новых путей совершенствования медицинской деятельности и создания условий для улучшения качества медицинского обслуживания, формирование новых принципов взаимодействия участников здравоохранения и перераспределение их функций, ролевых прав и обязанностей актуализирует проблему управления качеством медицинского обслуживания. Разрабатываемая тема управления качеством медицинского обслуживания обогащает предметную область социологии управления, акцентируя внимание на вопросах управления медицинской организацией, активизации ее социального потенциала, на особенностях социальных взаимодействий, возникающих

по поводу воспроизводства  здоровья, на специфику медицинского обслуживания как фактора социальной защищенности.

 

 

Степень разработанности темы:

Качество медицинского обслуживания представляет собой сложный комплексный феномен, рассмотрению сущности которого посвящены работы представителей разных научных областей. В отечественной литературе данная тематика изучается чаще медиками, экономистами, юристами, нежели социологами. Так, вопросам качества медицинского обслуживания уделяется значительное внимание в работах Л.М. Астафьева, Стародубова В.И., Г.И. Галановой, В.А. Медика, A.M. Осипова, A.B. Тихомирова, В.К. Юрьева, В.В. Власова, Н.Х. Сабитова. Эти авторы анализируют медико-технологические, экономические, правовые основы оказания медицинского обслуживания. Социальным основам качества медицинской помощи посвящены исследования теоретиков общественного здравоохранения - A.B. Решетникова, О.П. Щепина, A.JI. Линденбратена, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцева и другие1.

Для социологического обоснования сущности качества медицинского обслуживания особую ценность представляют работы классиков социальной научной  мысли — Т. Парсонса, Р. Мертона, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Рассмотрение медицинского обслуживания в социальном контексте становится возможным при обращении к теории социального воспроизводства В Л. Ель-меева, О.И. Шкаратана.

Медицинское обслуживание как фактор воспроизводства здоровья выступает разновидностью социальных услуг. При характеристике социальных оснований медицинского обслуживания и специфике медицинских услуг особое значение представляют работы М. Фуко, К. Хаксевера, Б. Рендера, Р. Рассела, Р. Мердика, И. Иллича, У. Бека, Ж. Фурастье, А. Гартнера, Ф. Риз-мана, Д. Белла, Ф. Котлера, а также отечественных исследователей — Г. А. Меньшиковой, К.Н. Хабибуллина, C.A. Мартынчик, М.Б. Худякова, A.B. Решетникова, Е.В. Дмитриевой.

Важное значение при анализе параметров качества медицинского обслуживания имеют работы А. Донабедиана, предложившего классическую «триаду» факторов качества медицинских услуг - условия, процесс и результат. При характеристике качества медицинского обслуживания в системе социального управления методологическое значение имеют работы A.B. Тихо-

' Более распространенный в медицинской науке термин «медицинская помощь», нежели «медицинское обслуживание» обуславливает и более частое оперирование понятием «качество медицинской помощи», нежели «качество медицинского обслуживания». Более того, термин «медицинское обслуживание» не только редко используется, но и отвергается отдельными исследователями как неадекватный современным условиям. Вместе с тем переход российского общества на принципы рыночной экономики трансформирует представления о здравоохранении как институте социального обслуживания, а не социального вспомоществования. В этой связи адекватной терминологией, отражающей состояние развития современного общества, является — «медицинское обслуживание», «медицинская услуга», «качество медицинского обслуживания». Разведение понятий требует их концептуализации и выявления специфики, которая и представлена в диссертационном исследовании.

нова, А.И. Пригожина, А.Ф. Борисова, Л.Т. Волчковой, В.Н. Мининой, Э.Ф. Бургановой, Е.А. Неретиной, Г.И. Осадчей.

Особый интерес  для исследования. тематики управления качеством представляют работы зарубежных теоретиков и практиков менеджмента  качества Э. Деминга, Дж. Джурана. А. Фейгенбаума. Непосредственно вопросам управления качеством медицинского обслуживания и обоснованию процессного подхода к управлению качеством посвящены работы Г.И. Назарен-ко, Е.И. Полубенцевой, А.Л. Линденбратена, Г.И. Талановой, Е.В. Мезенцева, СЛ. Петросяна, Ю.В. Павловского, Е.П. Черняева.

Информация о работе Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг