Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова»
Кафедра социологии
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой,
д.с.н., профессор
________ И.Ю. Киселев
«__»___________2013г.
Курсовая работа
Профессиональная самореализация студента в современных условиях
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
________ М.В. Афонин
«__»___________2013г.
Студентка группы СЦ-31СО
_______ К.А. Гарбузова
«__»______________2013г.
Ярославль, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:
Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у выпускников вузов преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Степень изученности проблемы.
В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально – экономическими условиями, обострившими конкурентноспособность на профессиональном рынке труда.
Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе научных публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э.В. Галажинский, О.В. Питерская и др.).
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации1. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А.Маслоу, идентичность в теории Э. Эриксона2, стратегия жизни в отечественной психологической теории3 и др.
Объект исследования. Объектом исследования выступают студенты.
Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности профессиональной самореализации студентов.
Цель исследования: выявить особенности профессиональной самореализации студентов; составить программу исследования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач исследования:
Теоретические основы исследования
В данной работе использовались труды Галажинского Э.В., Эриксона Э., Абульхановой – Славской К.А., Кудинова С.И., Коростылевой Л.А., Леонтьева А. Н., Шадрикова В.Д., Хъелла Л., Питерской О.В., Бодрова В. А., Орлова В. Я., Киенко Е.В., Морозовой И.С., Сизиковой Н. В., Ладанова И. Д., Пряжникова Н. С., Пряжниковой Е. Ю. , Дидковской Я.В., Омельченко Е.Л., Калабихиной И.Е., Макаровой М.Н..
Методологические основы исследования
В исследовании будет применен анализ литературы, анкетный опрос студентов.
При отборе респондентов будет использоваться метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории. В качестве метода опроса применяться очное анкетирование.
Сформулированные цель и задачи определили структуру курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе будет рассмотрен процесс самореализации личности студента. Во второй главе будут выявлены особенности профессиональной самореализации студентов. В третьей главе составлена программа исследования.
Термин «самореализация» (self–realisation)
впервые был приведен в «Словаре по философии
и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее
время этот термин отсутствует в отечественной
справочной литературе, в то время как
в зарубежной он трактуется неоднозначно.
Чаще всего понятие «самореализация»
интерпретируется как «реализация собственного
потенциала»4.
В последние годы
исследовательский интерес к проблеме
самореализации личности резко возрос
как в отечественной, так и зарубежной
психологии. Усиление внимания к этой
проблеме связано с пониманием ее определяющей
роли в развитии личности, предъявлением
более высоких требований к таким качествам
человека, как способность к саморазвитию
и самосовершенствованию, что продиктовано
в России социально-экономическими условиями,
обострившими конкурентноспособность
на профессиональном рынке труда. Растущий
интерес отечественной науки к самореализации
личности как к проблеме можно проследить
в увеличивающемся числе научных публикаций
публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев,
Л.А. Коростылева, Э.В. Галажинский, О.В.
Питерская и др.).
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации5. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А.Маслоу, идентичность в теории Э. Эриксона6, стратегия жизни в отечественной психологической теории7 и др.
Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Коростылева Л.А. отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:
1. зависящие от человека
(ценностные ориентиры, готовность
к самостроительству, гибкость мышления,
воля и др.);
2. не зависящие от человека (социальная
ситуация, уровень жизни, материальная
обеспеченность, влияние на человека средств
массовой информации, состояние экологической
среды)8.
С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.
Селезнева Е.В. подчеркивает,
что человек может самореализовываться
как уникальная целостная личность только
во встрече с другими.
По мнению Катаева основным условием самореализации
личности является наличие у человека
развитого самосознания и рефлексии с
актуализированной способностью познавать
себя и окружающий мир, реальные и потенциальные
способности и возможности, интересы и
ценности, перспективы личностного и профессионального
роста 9.
Из приведенных данных можно
видеть, что в исследовании самореализации
личности превалируют односторонние аналитические
стратегии, где доминирует какая либо
одна психологическая позиция, рассматривающая
данный феномен либо с точки зрения мотивации,
либо с точки зрения установки, либо процесса
и т.д. Более того, анализ теоретических
и эмпирических исследований указанной
проблемы свидетельствует о том, что при
рассмотрении самореализации авторы не
фиксируют формы проявления, виды и структурные
характеристики, а также не выделяют вполне
однозначно условия и факторы ее оптимизации.
Вышеуказанное послужило основанием для
построения и обоснования полисистемной
концепции исследования самореализации
личности. В основе, которой представлен
системный подход.
Ф.Ф. Королев указывает на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений, определив его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами система – это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.
Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях