Конкурентоспособность соковой детской продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Ассортимент импортной продукции в России представлен такими марками как: Gerber (ООО «Нестле), Nan (ООО «Нестле»), Nutricia(ООО«Нутриция Соковая продукция отечественного производства представлена такими фирмами как Сады Придонья «Сады придонья, Спеленок» Фруттоняня, «Тема», «Бабашкино лукошко» «Тема» (Компания ЮНИМИЛК) и др марками.
В настоящее время широко распространено недоброкачественное производство соковой продукции для детей. Некачественная соковая продукция не соответствуют требованиям стандартов, и следовательно, не должны допускаться для продажи в розничной сети. Поэтому необходимо проведение всесторонней экспертизы качества соков.

Вложенные файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF_vosstanovl.docx

— 211.93 Кб (Скачать файл)

Введение

Сок ‒ жидкий пищевой продукт, полученный путем отжима, прессования, перетирания свежих ягод и плодов жидкость с растворенными в ней натуральными сахарами (фруктозой, сахарозой, глюкозой), пектинами, органическими кислотами и минеральными веществами. Польза соков в питании определяется именно наличием необходимых веществ, обеспечивающих нормальное функционирование организма и, к тому же, являющихся хорошим профилактическим средством от авитаминоза некоторых заболеваний

Употребление соков в  питании ребенка играет немаловажную роль. Но, чтобы они приносили  только пользу детскому организму важно  правильно их употреблять, потому что  бывают ситуации, когда сок может  пойти во вред и не принести желаемого  результата. Сегодня употребление соков  прочно вошло в нашу жизнь. Многие родители разрешают своему малышу выпивать достаточно большое количество этого напитка.

Соковая продукция из фруктов  и (или) овощей, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации, не должна причинять вред жизни или здоровью граждан и должна соответствовать требованиям к безопасности соковой продукции из фруктов и (или) овощей, установленным в приложении 1 к настоящему Федеральному закону в части гигиенических и микробиологических показателей. Определение показателей безопасности смешанной соковой продукции из фруктов и (или) овощей осуществляется исходя из соотношения массовых долей их отдельных компонентов с учетом как этих массовых долей, так и нормативов допустимых уровней вредных веществ.

Упаковка соковой продукции  из фруктов и (или) овощей должна обеспечивать сохранение безопасности этой продукции на всех этапах обращения при соблюдении установленных для нее условий перевозки и хранения. Материалы, из которых произведена упаковка и которые контактируют с соковой продукцией из фруктов и (или) овощей, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами.

Ассортимент  импортной  продукции  в России  представлен  такими марками как: Gerber (ООО «Нестле), Nan (ООО «Нестле»), Nutricia(ООО«Нутриция Соковая продукция отечественного производства представлена такими фирмами как Сады Придонья «Сады придонья, Спеленок» Фруттоняня, «Тема», «Бабашкино лукошко» «Тема» (Компания ЮНИМИЛК) и др марками.

 В настоящее время  широко распространено недоброкачественное  производство соковой продукции для детей. Некачественная соковая продукция не соответствуют требованиям стандартов, и следовательно, не должны допускаться для продажи в розничной сети. Поэтому необходимо проведение всесторонней экспертизы качества соков.

 

 

 

 

1Товароведная характеристика  соковой продукции

    1. Современное состояние рынка соковой продукции для детей

 

Российский соковый рынок  имеет высокий потенциал для  дальнейшего развития. Об этом было заявлено в ходе второго Международного Саммита по сокам, нектарам и безалкогольным напиткам, который прошел в Стамбуле. Уровень потребления соков в развитых странах составляет 30-40 литров на человека в год. В России же этот показатель составляет порядка 20 литров.

По этому показателю наша страна занимает четвертое место  после крупнейших мировых соковых  рынков США, Германии и Китая. По экспертным оценкам, в 1-м полугодии российский соковый рынок продемонстрировал рост в 2%. В первую очередь, этот рост достигается за счет увеличения потребления соков для детей раннего возраста и частных торговых марок.

Категория соков для детей  раннего возраста в России по итогам 2011 года может показать более чем 7-процентный рост. Об этом заявил представитель Tetrapak Мартин Фейк.

Данные показывают, что динамичный рост потребления соков в России прекратился и сейчас наблюдается нисходящий тренд. Пик потребления пришелся на 2007-2009 г.г., когда рынок достиг своего насыщения. Прекращение роста категории, совпавшее по времени с недавним экономическим кризисом, можно также объяснить и переосмыслением причин потребления продукта – люди, которые воспринимали этот напиток преимущественно как источник здоровья, отказываются от потребления соков, чей образ полезного продукта был несколько развенчан в последнее время.(Рис 1). Самая высокая доля потребления соков приходится на Москву, Санкт-Петербург, а также Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, где потребление находится в районе 70-80%. Наименьшая доля потребителей соков отмечается в Южном федеральном округе (57%)

 

 

Рисунок 1 Употребление сока в России

Интересно отметить, что общая тенденция  насыщения рынка соков едина  для всех регионов страны независимо от уровня потребления продукта. Исключение составляют Сибирь и Дальний Восток, где хорошо заметно запаздывание общего тренда – в 2009-2011 гг. здесь хорошо видна остановка роста потребления, однако падение доли потребителей еще не проявилось так ярко, как в целом по стране. Можно ожидать, что тенденция снижения потребления соков за Уралом проявит себя в ближайшие 1-2 года.

Данные также показывают и изменение  мотивации потребителей при выборе соков. В последние несколько лет уверенно растет доля тех, кто руководствуется такими факторами как приемлемая цена (40% опрошенных, 1 квартал 2011 г.) и известность бренда (28% по данным 1 полугодия 2011 г.).

Одновременно все меньше людей  обращает внимание на отсутствие консервантов (снижение с 40% в 1 пол. 2007 до 37% в 1 пол. 2011 г.), думает об их полезности для здоровья (снижение с 39% в 1 пол. 2007 до 33% в 1 пол. 2011 г.) и обогащенности витаминами (снижение с 27% в 1 пол. 2007 до 20% в 1 пол. 2011 г.).

 

Рисунок 3 Факторы выбора сока

О запаздывании проявления тренда за Уралом также свидетельствует и  то, что потребители, проживающие  в Сибири и на Дальнем востоке, уже меньше обращают внимание на фактор полезности для здоровья – доля людей, выбирающих его как важный, также сокращается как и в целом по стране. Однако вопреки общей тенденции в этих регионах продолжает расти актуальность покупки соков без консервантов. Важность приемлемой цены, а также известности марки или производителя возрастают, как и в других регионах страны (Рис3).

Лидером отечественного сокового рынка  является «Вимм-Биль-Данн».Компания начинала в 1992 году с производства первого в России марочного сока «J7». Эта марка до сих пор ассоциируется с категорией «соки» у подавляющего большинства россиян (узнаваемость бренда — 64%). Параллельно «ВБД» занялся выпуском молочной продукцией, преуспев и на этом рынке.

Первым шагом стало появление  в структуре компании отдельных, только соковых производств. «Вимм-Биль-Данн»  переоборудовал молочный завод в  Раменском, который должен стать  крупнейшим в Европе заводом по производству соков. Первая очередь уже запущена, а после выхода завода на полную мощность к весне 2003 года в Раменском  появилась возможность разливать порядка 1500 т соков в сутки. Также «Вимм-Биль-Данн» старается усилить свои позиции за пределами Москвы за счет производства соков на своих региональных молочных заводах.

Важнейшим направлением стратегического  развития компании в 2006 году являлось расширение и укрепление региональной сети. Для этого проводились различные рекламные и промо-акции в поддержку региональных потребителей.

В 2007 году наибольшие доли продаж принадлежали брендам «Фруктовый сад» («Лебедянский») и «Добрый» («Мултон») — соответственно 15% и 11%. Второе место принадлежало «J-7» («Вимм-Биль-Данн») и «Да!» («Нидан-Со-ки»), на каждый из которых приходилось 7%.

Среди новинок выделяются натуральные  соки и нектары для детей «Туса Джуса» и соки элит-класса «Я» в стеклянных литровых бутылках («Лебедянский»). Также стоит отметить новый бренд компании «Мултон» «Ясли-Сад» — 100% натуральные соки, предназначенные для детей от 4 месяцев.

В связи с ростом спроса на соки российского производства, а соответственно, и потребления, за рассматриваемый период объемы производства фруктовых и овощных соков значительно выросли. За период 2000-2007 гг. объем производства соков фруктовых вырос в 12,3 раза, соков овощных — в 4 раза.

В общем объеме производства фруктовых  соков за 2007 год доля соков из цитрусовых плодов составляла 4%.

В целом же эксперты мирового сокового рынка отмечают, что производство соковой продукции становится с каждым годом более затратным. Поэтому для развития сокового рынка в мировом масштабе необходимо расширение сырьевой базы и поиск новых источников сырья.

 

 

 

1.2. Ассортимент и классификация соковой продукции

 

Сок – это полученная путем отжима, прессования, перетирания  свежих ягод и плодов жидкость с  растворенными в ней натуральными сахарами (фруктозой, сахарозой, глюкозой), пектинами, органическими кислотами  и минеральными веществами.Польза соковв питании определяется именно наличием необходимых веществ, обеспечивающих нормальное функционирование организма и, к тому же, являющихся хорошим профилактическим средством от авитаминоза некоторых заболеваний.

Соки для детского питания  можно условно разделить на две  группы: детские соки для самых  маленьких (осветленные) и соки с  мякотью для детей постарше.

У осветленных детских  соков более легкая консистенция, по составу они жидкие и однородные. Осветленные детские соки дают ребенку  в качестве первого знакомства с определенным фруктом или овощем, начиная с нескольких капель и доводя объем в сутки до 100 мл, в зависимости от возраста ребенка.

Детские соки с мякотью  обладают более плотной консистенцией, а их питательные свойства выше, чем у осветленных соков. Так  как в состав входят волокна мякоти овощей и фруктов, вводить их следует осторожно и постепенно, чтобы ребенок успел познакомиться с новым блюдом.

Детские соки могут быть одно- или мульти-составными (включая сок нескольких овощей и фруктов или ягод. 

Можно выделить основные виды соков  по пути их получения:

1.Свежевыжатые. Их употребление  в чистом виде детьми стоит  начинать не ранее 1.5 лет при том условии, что ребенок не страдает аллергическими реакциями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Младшим детям в питании следует  использоватькулинарные рецептыприготовления свежевыжатых соков разбавленных водой.

2.Промышленные консервированные  или пастеризованные соки, которые, в свою очередь, могут быть прямого отжима и восстановленные из концентрата.

Соки, полученные прямым отжимом, содержат максимум полезных веществ, но при этом довольно тяжелы для детского желудка. Восстановленные соки – это разбавленные питьевой водой в промышленных условиях концентрат из натуральных соков, который получается в процессе выпаривания воды из свежевыжатых.

Многие виды соков для детского питания относятся именно к этой группе. Из-за того, что технологический  процесс получения концентрата  возможен при температуре ниже, чем  температура кипения, в соках  сохраняются практически все витамины и полезные вещества.

Классификация соков по составу:

1.Монокомпонентные – это соки, которые состоят только из  одного вида плодов, ягод или овощей.

2.Многокомпонентные или купажированные. Также выделяют соки с мякотью и осветленные соки.

Не стоит забывать, что сейчас помимо соков, которые по нормам должны содержать 100% плодов или ягод, на рынке  потребления присутствуют нектары (25-50% сока) и напитки (10%). В любом случае, выбор сока для детей весьма ответственное занятие, направленное на получение именно того, чего ожидаем от сладкого, вкусного и полезного продукта.

Соки в зависимости от используемого  сырья изготавливают следующих видов:

  • Фруктовые соки (из плодов или ягод)
  • Овощные соки (из овощей)
  • Фруктово-овощные (из овощей и фруктов, в преобладает массовая доля фруктового пюре или сока);которых
  • Овощефруктовые (из овощей и фруктов, в которых преобладает массовая доля овощного пюре или сока):

 

Ассортимент соков.

Детские соки "Спеленок"

Соки для детей раннего возраста «Спелёнок» созданы по специально разработанным рецептурам. Основа для всех детских соков «Спелёнок» -яблочный сокиз зелёных сортов яблок, выращенных в садоводческих хозяйствах компании «Сады Придонья». Такой состав значительно снижает опасность возникновения аллергии на продукт. Большой ассортимент и интересные купажи (смеси) соков позволяют сделать меню малыша разнообразным и нескучным. А главное - вкусным!

Сок «Яблоко-клюква»  с 6 месяцев, осветлённый

Фруктово-ягодный вкус, купаж  из сока зелёных яблок и сока клюквы. Клюква источник уникальных кислот, которые обеспечивают обеззараживающее, противовоспалительное и жаропонижающее свойства клюквы. Среди микроэлементов - в ягоде много железа, йода и марганца.

Сок «Яблоко-виноград»  с 6 месяцев, осветлённый

Оригинальный вкус из сока зелёных яблок и красного винограда. Насыщенный цвет, яркий виноградный вкус и высокое содержание калия - отличительные черты этого сока.

Сок «Зелёное яблоко»  с 3 месяцев, осветлённый

Информация о работе Конкурентоспособность соковой детской продукции