Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
Прокуратура занимает особое
место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится
к законодательной, исполнительной и судебной
власти, обладая признаками каждой из
них. Осуществляя прокурорский надзор
за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, прокуратура распространяет
свою компетенцию на все ветви государственной
власти и на органы местного самоуправления.
Характеристика отношений прокуратуры
с органами исполнительной власти
связана с особенностями ее отношений
с правоохранительными, а также контролирующими
органами. Прокуроры осуществляют прокурорский
надзор за соблюдением и исполнением законов,
за соответствием правовых актов и решений,
принимаемых правоохранительными и контролирующими
органами. Порядок расследования преступлений,
совершенных работниками прокуратуры,
предполагает гарантии независимости
прокуроров. На деятельность Правительства
РФ надзорная компетенция прокуратуры
не распространяется. В случае несоответствия
постановлений Правительства РФ Конституции
РФ и законам РФ Генеральный прокурор
РФ информирует об этом Президента РФ.
Прокуратура и Президент РФ.
Генеральный прокурор РФ и Председатель
Следственного комитета при прокуратуре
РФ назначаются на должность и освобождаются
от должности Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Генеральный прокурор РФ
ежегодно представляет Президенту РФ
доклад о состоянии законности и правопорядка
в РФ.
Прокуратура и судебная
власть. Конституция РФ содержит положения,
касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная
власть». Однако прокуратура является
самостоятельной, независимой структурой,
выполняющей функции одного из элементов
системы уравновешивания в механизме
разделения властей, и не принадлежит
к судебной ветви власти.
Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном
суде иск в интересах пострадавших,
в случае нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или иным
причинам не может лично отстаивать в
суде свои права и свободы или когда нарушены
права и свободы значительного числа граждан
либо в силу иных обстоятельств нарушение
приобрело особое общественное значение.
Осуществляя уголовное преследование,
в суде по уголовным делам прокурор выступает
в качестве государственного обвинителя.
Прокурор приносит апелляционное, кассационное,
надзорное представление, а в арбитражных
судах – жалобу на незаконное, необоснованное
или несправедливое решение, приговор,
определение или постановление суда в
вышестоящий суд. Федеральное Собрание
и прокуратура. Государственная Дума
принимает законы, составляющие основное
содержание предмета прокурорского надзора
за соблюдением и исполнением законов.
Генеральный прокурор РФ лично ежегодно
представляет палатам Федерального Собрания
доклад о состоянии законности и правопорядка
в РФ и о проделанной работе по их укреплению.
Прокуратура по запросам и обращениям
депутатов проводит проверки фактов нарушений
законов, принимает меры к их выявлению,
устранению и предупреждению.
2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ
И СИСТЕМА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
Предмет курса как правовой дисциплины составляют
нормы права, определяющие сущность, функции,
задачи, принципы организации и деятельности
прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия
прокурора при осуществлении прокурорского
надзора, а также регламентирующие общественные
отношения, возникающие между органами
прокуратуры, осуществляющими прокурорский
надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными)
в эту деятельность.
Система курса – направление в изучении. Систему
курса «Прокурорский надзор» как учебной
дисциплины составляют основные изучаемые
темы общей и особенной частей.
Содержание курса «Прокурорский надзор» можно
условно разделить на две части: общую и особенную.
В общей части излагается материал о роли
прокуратуры как конституционного государственно-правового
института в системе органов государственной
власти; содержание и система прокурорского
надзора как учебного курса; правовые
основы, принципы организации и деятельности
прокуратуры; основные направления деятельности;
система прокуратуры, структура различных
ее звеньев, порядок их формирования; понятие,
задачи, принципы и функции управления
в органах и учреждениях прокуратуры;
требования, предъявляемые к прокурорам
и следователям, атакже рассматриваются
основные исторические этапы учреждения,
формирования и совершенствования российской
прокуратуры.
Особенная часть курса последовательно раскрывает
понятие, сущность, задачи и полномочия
прокуроров по выявлению, предупреждению
и устранению нарушений законов в основных
направлениях деятельности прокуратуры;
изучает разделы, посвященные: прокурорскому
надзору за соблюдением и исполнением
законов и законностью правовых актов;
прокурорскому надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому
надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие; прокурорскому надзору за исполнением
законов судебными приставами; прокурорскому
надзору за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу; участию прокурора в рассмотрении
дел судами общей юрисдикции и арбитражными
судами; координации прокуратурой деятельности
по борьбе с преступностью.
3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Сущность прокурорского
надзора: а) это самостоятельный, специфический
вид государственной деятельности, которая
является исключительной компетенцией
прокуратуры; б) осуществляется от имени
государства – Российской Федерации;
в) заключается в проверке правильности
соблюдения и исполнения законов, действующих
на территории РФ; г) направлен на выявление,
пресечение и предупреждение правонарушений,
восстановление нарушенной законности,
привлечение виновных к установленной
законом ответственности. Прокурорский надзор
как вид государственной деятельности
– деятельность специально уполномоченных
государственных органов (прокуратур),
осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод человека
и гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства, выполняемая
с использованием предусмотренных законом
полномочий и правовых средств их осуществления.
Прокурорский надзор
как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения,
становления и развития правоотношений
в сфере осуществления прокурорского
надзора и иных функций прокуратуры; исследует
основные понятия прокурорского надзора;
изучает эффективность правовых норм,
регламентирующих деятельность прокуратуры
по осуществлению прокурорского надзора
и иных, возложенных на прокуратуру, функций.
Прокурорский надзор
как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации
и деятельности прокуратуры, изучается
в высших и средних юридических заведениях,
охватывает собой общую и особенную части
курса.
Цели прокурорского надзора определяются
статусом, местом и ролью прокуратуры
в государственном устройстве и понимаются
как то, к чему надо стремиться, что надо
осуществлять, результат, на достижение
которого направлена деятельность прокуратуры,
регламентируемая законодательством:
а) обеспечение верховенства закона; б)
обеспечение единства и укрепления законности;
в) обеспечение защиты прав и свобод человека
и гражданина; г) обеспечение охраняемых
законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора носят
более частный характер, характеризуются
многообразием и непосредственно направлены
на достижение целей прокуратуры. Задачи
условно можно разделить на общие, специальные
и частные. Общие задачи
решаются в процессе осуществления прокуратурой
всех направлений деятельности. Общей
задачей прокурорского надзора является
укрепление законности и охрана от посягательств:
1) прав и интересов граждан, предприятий
и организаций независимо от форм собственности;
2) общественного и государственного строя
РФ.
Содержание общей задачи определяет специальные задачи,
стоящие перед конкретным направлением
деятельности (функцией) прокуратуры.
Содержание специальных задач определяется
компетенцией прокурора в каждом из этих
направлений.
Частной называется задача временного
характера, которую прокурор решает на
данном этапе реализации специальных
задач, например: истребование правовых
актов для проверки их соответствия закону;
получение объяснений по поводу конкретного
нарушения закона и т.д.
4. ПРАВОВАЯ ОСНОВА
КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
Правовая основа
курса состоит из источников правового
регулирования организации и деятельности
прокуратуры, к числу которых относятся
следующие.
Общепризнанные принципы
и нормы права и международные договоры
РФ: нормы договоров, конвенций,
касающихся непосредственно прокуратуры,
содержащие прямое указание на прокуратуру
как на субъект соответствующих правоотношений,
либо когда это вытекает из содержания
норм и принципов международного права.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет требование
соблюдения законов органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
должностными лицами, гражданами и их
объединениями; устанавливает, что в ведении
РФ находятся контроль за соблюдением
Конституции РФ, федеральных законов и
прокуратура; определяет прокуратуру
как единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
РФ; содержит общие положения о назначении
на должность прокуроров всех звеньев;
указывает, что полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры определяются
федеральным законом.
ФЗ «О прокуратуре
Российской Федерации» от 17 января 1992 г. определяет
понятие, систему и структуру прокуратуры,
принципы и направления деятельности,
полномочия прокуроров относительно конкретного
направления деятельности и др. Иные законодательные
акты, регламентирующие полномочия и процессуальное
положение прокурора в уголовном,
гражданском, арбитражном судопроизводстве,
производстве об административных правонарушениях,
уголовно-исполнительном производстве,
а также при осуществлении иных видов
деятельности (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП
РФ, УИК РФ, Закон РФ «О милиции», ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» и
др.
Недостаток или отсутствие
законодательного урегулирования отдельных
положений, касающихся организации и деятельности
прокуратуры, обусловливает возможность
до принятия соответствующего закона
осуществлять деятельность на основании указов Президента
РФ, формирующих, конкретизирующих
механизм исполнения законов и соответствующих
Конституции РФ. Отдельные вопросы организации
и деятельности прокуратуры (материально-техническое,
социально-бытовое обеспечение) регулируются постановлениями
Правительства РФ, которые принимаются
на основании и в соответствии с федеральным
законодательством. Генеральный прокурор
РФ издает обязательные для исполнения
всеми работниками органов и учреждений
прокуратуры приказы, указания,
распоряжения, положения и инструкции
Генерального прокурора РФ, регулирующие
вопросы организации и деятельности прокуратуры,
не нуждающиеся в регламентировании на
законодательном уровне. Правовую основу
организации и деятельности прокуратуры
составляют постановления Конституционного
суда РФ по вопросам, связанным с содержанием
деятельности прокуратуры, поскольку
признание Конституционным судом РФ не
соответствующей Конституции РФ нормы
(ее части) Закона о прокуратуре влечет
правовые последствия в части, касающейся
содержания такой нормы, условий и порядка
ее применения – норма не может применяться,
а также оснований изменения (дополнения)
законодательства об организации и деятельности
прокуратуры.
5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
Принципы организации
и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве
РФ общие руководящие исходные положения,
определяющие построение прокурорского
надзора, характерные черты и признаки
деятельности органов и учреждений прокуратуры
и основные требования, предъявляемые
к ней.
Сущность принципов организации и деятельности
прокуратуры заключается, во-первых, в определении
системного построения органов и учреждений
прокуратуры, а также отношений прокуратуры
с другими органами, во-вторых, в определении
наиболее существенных черт и требований
и, в-третьих, в обязательности
их для прокурорского работника независимо
от занимаемой должности.
Система принципов
организации и деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности
прокуратуры можно разделить на общие
и внутриорганизационные принципы.
Общие принципы закреплены в Конституции и
Законе о прокуратуре. К ним относятся:
1)законность;
2) единство и централизация
прокуратуры;
3) независимость;
4) гласность.
Наряду с общими принципами
действуют и внутриорганизационные
принципы, к которым можно отнести
зональный (территориальный), предметный
и предметно-зональный принципы.
Принцип законности в системе принципов организации
и деятельности прокуратуры имеет важнейшее
значение и является общеправовым началом
и универсальным принципом деятельности.
Принцип законности закреплен
в Конституции РФ, определяющей, что органы
государственной власти (в том числе прокуратура),
органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы.
Законность как принцип прокурорского
надзора означает, что выполнение прокуратурой
обязанности следить за исполнением законов
всеми юридическими и физическими лицами
и реализация иных надзорных функций должны
осуществляться в соответствии с требованиями
закона, при безусловном соблюдении закрепленных
в законе прав и интересов этих физических
и юридических лиц.
Законность – необходимое условие
реализации всех остальных принципов
организации и деятельности прокуратуры.