Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:28, курсовая работа
Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Целью данной работы является обобщение различных возможных подходов к управлению товарными запасами, рассмотрение механизмов управления ими с использованием оптимизационных моделей.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
1.1 Товарные запасы. Их сущность и классификация 4
1.2 Определение количественной величины товарных запасов 6
1.3 Формирование товарных запасов. Определение потребности предприятий оптовой торговли в товарных запасах 8
2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 11
2.1. Система с фиксированным размером запаса 11
2.2 Система с фиксированным интервалом времени между запасами 14
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 17
3.1 Методы оптимизации управления товарными запасами 17
3.2 Оптимизация запасов методом имитационного моделирования 20
4 РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКЛАДА ЗАГОТОВОК МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА 24
4.1 Товароведно-коммерческая характеристика товаров 24
4.2 Размещение склада на генеральном плане 27
4.3 Выбор способов хранения грузов и складской тары 27
4.4 Расчет потребности оборудования для хранения грузов 27
4.5 Расчет потребных площадей и емкости склада 29
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах 31
4.7 Технологический процесс складской грузопереработки 33
4.8 Технико-экономические показатели работы склада 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
государственного
высшего профессионального образования
«Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра коммерции и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Коммерческая логистика»
ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Исполнитель -----------------------
(подпись, дата)
Руководитель ----------------------
(подпись, дата)
Чита, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие торговой отрасли как системы невозможно без участия оптовой торговли, выступающей в роли активного коммерческого посредника, обеспечивающего стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.
В складывающихся условиях функционирования оптовой торговли одним из важнейших направлений повышения ее эффективности становится задача значительного совершенствования управления товарными запасами - их оптимизация на основе модельного подхода к управлению ими.
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.
Более того, в современных условиях, когда связи и интересы торговли переплетаются почти со всеми отраслями хозяйства страны, разработка гибкого механизма управления процессом формирования и хранения запасов в торговле, их регулирование, обеспечивающее ускорение оборачиваемости оборотных средств, перерастает в органическую составную часть проблемы повышения эффективности экономики в целом.
Несмотря на то, что сейчас идет
тенденция ускорения оборачивае
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Целью данной работы является обобщение различных возможных подходов к управлению товарными запасами, рассмотрение механизмов управления ими с использованием оптимизационных моделей.
Пояснительная записка курсовой работы содержит 41 страницу, 66 формул, 9 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения, список использованной литературы, насчитывающий 25 источников.
1 ФОРМИРОВАНИЕ
ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА
1.1 Товарные запасы. Их сущность и классификация
Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Производственные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условий они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.
Товарные (сбытовые) запасы
– это запасы готовой продукции,
находящиеся на складах готовой
продукции фирмы-производителя
До момента продажи
любой товар относится к
В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам (Рис.1) [2]:
- по месту нахождения,
- по назначению,
- по товарному составу.
По месту нахождения выделяют следующие группы товарных запасов:
- товарные запасы у
- на складах оптовых торговых баз,
- на складах заготовительных организаций,
- в пути.
В зависимости от назначения запасы подразделяются на:
- текущие,
- сезонного хранения,
- досрочного завоза.
Рисунок 1 – Классификация товарных запасов
Товарные запасы текущего хранения – это товары на предприятиях оптовой торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.
Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения.
Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.
Предназначены товары сезонных запасов для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки.
Товарные запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года.
Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения. В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к образованию дефицита и прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.
На размеры товарных
запасов оказывает влияние
- равномерность и частота завоза,
- транспортные условия,
- материально-техническая база торговли и ее размещение,
- свойства товаров и т. д.
Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов. Отклонение фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива – это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление.
Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения.
Товарные запасы выполняют определенные функции:
1) обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование;
2) удовлетворяют
3) характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Уже отмечалось выше, что товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и стабильности процессов расширенного воспроизводства. Товары должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей. Причина здесь вполне очевидная: чем быстрее совершается товарооборот, тем меньше требуется оборотных средств для организации товарного обращения, лучше сохраняется качество товаров, относительно ниже издержки обращения, выше производительность труда торговых работников.
Итак, на образование товарных запасов оказывают влияние следующие факторы:
- время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
- сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
- физико-химические свойства
товаров, определяющие сроки
- несоответствие между
производственным и торговым
ассортиментом товаров, что
- особенности территориального размещения производства;
- условия транспортировки
товаров, расстояние между
- звенность товародвижения;
- возможности хранения товара и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что существование товарных запасов на предприятиях оптовой торговли как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
1.2 Определение количественной величины товарных запасов
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов.
Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует создания и поддержания на каждом предприятии оптимального уровня товарных запасов.
Формирование товарных запасов на различных предприятиях оптовой торговли и в различных регионах имеет свои особенности, однако в целом создание товарных запасов осуществляется единым образом. Для формирования товарных запасов сначала предприятию необходимо определить количественную величину этих запасов.
Товарные запасы формируются из различных товаров. В логистике понятие «товар» включает в себя фактический товар (в вещественной форме). Он может выражаться в товарной единице, то есть конкретном специфическом виде продукта.
Товарные запасы, создаваемые
на предприятиях оптовой торговли,
могут оцениваться суммой запасов
в стоимостном выражении, количеством
запасов в натуральном
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия.