Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
3. Назовите исторические этапы развития философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Философии.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ___________

Группа: _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 1. Что понимают под «философскими вопросами» ?

ОТВЕТ:

Философские вопросы или так называемые «Вечные вопросы философии» - это устоявшееся выражение для обозначения вопросов, которые всегда сохраняют свое значение и актуальность, постоянно всплывают в философских теориях и истории философии. Под философскими вопросами понимаются вопросы природных или созданных людьми объектах, а об отношении человека к этим объектам, субъективном восприятии. К примеру «что я могу знать?», «что должен знать?», «на что могу надеяться?» - именно в этих вопросах заключены, по мнению Имманула Канта, высшие и вечные интересы человеческого разума. Также, наиболее распространенными философскими вопросами являются вопросы о сознании, собственном «Я», смысле жизни, душе, мире в целом, истине, счастье, красоте и др.

Философские вопросы - есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, своего существования. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? 

При этом простое, однозначное решение философских вопросов невозможно. Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.  Философские вопросы - это, прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. 

 

ВОПРОС 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?

ОТВЕТ:

Под мировоззрением понимается целостная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Выделяют четыре исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное. Миф является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos - сказание, предание) – самое древнее мировоззрение, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, научных фактах, а на выдуманном, эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Мифологическое мировоззрение рождается также в результате неадекватного восприятия большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них (так называемые исторические мифы). Уже из определения ясно, что в мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. 

Основные черты мифологического мировоззрения:

- Эмоциональность.

- Очеловечивание природы. Очеловечивание природы являлось основным способом объяснения мифом. При этом неизвестное (и потому опасное) сводилось к близкому и понятному. Так, деревья и реки стали местом обитания дриад и русалок; гром и молния - действиями разгневанных божеств и т.д.

- Синкретичность (слитность, нерасчлененность). Слитность, когда человек и природа воспринимались как единое целое. В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.  
- Нечувствительность к противоречиям. Основа мифа – человеческая фантазия.

Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточного опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, часто без учета причинно-следственных связей. Одной из особенностей мифа является то, что он мог с помощью этих предположений объяснить «все», то есть для него не было непознанного и неизвестного. Этим миф отличается от науки. 
 

 
ВОПРОС 3. Назовите исторические этапы развития философии.

ОТВЕТ:

К основным этапам развития философии можно отнести следующие:

I. Зарождение философии – философия Древнего мира:

1) Философия Индии (I в. до н.э.) и Древнего Китая (VI-V в. до н. э).

В индийской философии мироздание рассматривалось как единое и противоречивое целое. Уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее объекта мир и человек, - а в человеке философия обратила особое внимание на его душу и сложные психологические состояния и процессы. На становление философии в Индии большое влияние оказали Веды - литература в основном религиозно-философского толка, в которой имела место постановка вопроса о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о естественных природных процессах и вечном круговороте жизни. Осмысливались идеи о первооснове мира, о наличии у человека души, вечности мира и смертности индивида. Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Это школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед» и локаята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций «Вед». 

В силу исторических особенностей страны древнекитайские мыслители основное свое внимание уделили решению социально-этических и политических проблем. Это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Наиболее важными из философских учений в Китае считаются конфуцианство и даосизм. Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской традиции - Конфуций). Главное для него - совершенствование человека, его стремление к нравственному идеалу. Основателем даосизма («школы пути») считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Центральное понятие даосизма - дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически — не как жесткая предопределенность, а как вечное движение и изменение. Для даосизма судьба - переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян.

2) Античная философия.

а) Досократический период (VI в. до н.э.) – ранняя классика. Этап ранней классики исследователи античности нередко называют натурфилософским. Представителями ранней классики являются философы: Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.  Главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение. Древние понятия постепенно приобретают характер философских категорий: Физис - природа, натура (вопросы о закономерностях протекания природных явлений, о первоначале мира); Космос - Вселенная, порядок, украшение (в греческой философии Космос - противоположность первобытного беспорядка - Хаоса. Вся античная философия космоцентрична - она представляет мир упорядоченным и потому доступным для научного изучения). 

б) Классическая греческая философия (V – IV вв. до н.э.) – средняя классика и высокая классика. Этап средней классики условно можно охарактеризовать как антропологический. Представителями средней классики являются Сократ и его школа; софисты: Горгий, Типпий, Антифонт, Антисфен и др. Главная проблема - сущность человека.  Поставленный Сократом вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания. 

Этап высокой классики связан с философскими учениями Платона и Аристотеля. Главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др. В рамках высокой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических философских концепций, задающих канон западно-европейской философской традиции. Центром философии Платона, обусловившим ее уникальный статус в историко-философской традиции, является платоновская концепция мира идей - эйдосов или образцов. Вершиной высокой классики древнегреческой философии по праву считается Аристотель. Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. 

в) Постклассический период (III в. до н.э. – V в. н.э.) – эллинизм. В постклассической мысли вопросы о природе и политике отодвигаются на второй план. На этапе эллинизма главные проблемы - мораль и свобода человека, проблема познания и т. д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека. Существует четыре главных философских течения эллинизма: кинизм, стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. 
Представители эллинизма: Основатель кинизма - ученик Сократа Антисфен, крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар, скептицизма - Пиррон и Секст Эмпирик, стоики – Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков про-славились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. неоплатонизм - Плотин и др.

II. Западно-Европейская философия

1) Средневековая философия (с Vв. по XV в.). Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше - еще во II в. Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Философия выступала как «служанка богословия». Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т.д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.  Важнейшими этапами в истории философии средних веков были патристика (учения «отцов церкви») и схоластика («школьная философия»). Во втором периоде существовали два основных течения - реализм и номинализм. Этап патристики (с I по VI в.). Крупнейшими философами этого времени были Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген. Они же являлись и разработчиками основных догматов христианской религии. Главные проблемы: проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - «Град Божий»; свобода воли человека и возможность спасения его души; проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог и др. С V по VIII в. - этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций. Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Представителями схоластической философии были: Эриуген, Бонавентур, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский и многие другие. Однако на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного, который был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» или с позиций «реализма». Так как схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и с помощью науки - философии она обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией. 

2) Философия Возрождения (XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и про¬должается вплоть до начала XVII в.). Эпоха Возрождения, или Ренессанса - переходная эпоха между средневековьем и Новым временем в истории философской мысли и культуры. Само название «Возрождение», говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Основные черты философии Возрождения следующие: антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек; гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и свобод; эстетизм - ведущая роль искусства; свободомыслие — освобождение от догматического средневекового мышления. Антропоцентризм (от греч. anthropos — человек) Возрождения - главная особенность философии Ренессанса, обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу, т.е. человекобогом. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (XV-XVI вв.) Еще одна особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Постепенно проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Возрождение стало подготовкой к Новому времени.

3) Философия Нового времени (XVI-XVIII вв.). Эпоха Нового времени начинается в XVII века с зарождением капиталистических отношений. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Основной темой в философии раннего Нового времени (XVII век) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире. Философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Наука основывается на опыте и разуме: именно они предопределяют основные черты философии Нового времени. Это: эмпиризм - опора на опыт (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк); рационализм - опора на разум (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.); высокая роль науки - наука как способ улучшения жизни человека и общества; социальный оптимизм - вера в устройство общества на разумных началах. Эмпиризм и рационализм в философии два крупных философских течения, по-разному трактовавших источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека. Научный метод - индукция (Ф.Бекон)- главный способ получения новых знаний. Напротив, сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека. Основателем рационализма считается Р. Декарт - создатель дедуктивного метода научного познания.  Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии.

4) Немецкая классическая  философия. Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы родоначальника немецкой классической философии И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814); Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались. Ее специфика состояла в обращенности к «небу», то есть к теме Духа в различных его формах (индивидуальное и общественное сознание) и его роли в мироздании. В немецкой классике на идеалистической основе большое развитие получила диалектика (Г.Гегель) как теория единства и движения всего сущего, метод философского мышления.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»