Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы итогового контроля по дисциплине «Философия»

 

 

  1. Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

 

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.

В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое  мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение. Исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Философское мировоззрение. Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

 

 

  1. Философия: предмет, круг рассматриваемых проблем, функции.

 

Термин философия впервые  возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.

В вопросе о происхождении  философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносеогенная (из науки).

Структура философского знания:

  1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
  2. Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности.
  3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.
  4. Антропология – учение о человеке.
  5. Социальная философия

Основные философские  проблемы:

  1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.
  2. Проблема человека. В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях
  3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух и т.п.

Функции философии:

  1. Мировоззренческая: на базе философии формируется определенный тип мировоззрения; формирует цели и задачи развития общества и культуры; раскрывает продуктивные формы отношения с миром
  2. Методологическая: дает представление о познании и набор методов познания; формирует общую картину мира
  3. Социально-критическая: осмысливает развитие общества; осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности; разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития

 

 

  1. Категория «бытие», её смысл и содержание. Монистические и плюралистические концепции бытия.

 

Исследование наиболее общих  вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии.  Центральной  категорией этой области философии  является категория «бытия».

Практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно — такой же характер должна иметь и вся его жизнь. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная задача философствования, его «основной вопрос».

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в  разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).

Бытие – 1)конкретно существующее; 2)указание на то, что нечто есть

Виды бытия: Материальное;  Идеальное (бытие знаний идей)

Формы бытия: Бытие вещей; Бытие человека; Духовное бытие; Социальное бытие (общества)

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии  большинство.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

История философии знает также дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи  философским системам Декарта и  Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого.

Плюралистическую теорию построил английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

 

  1. Формы бытия. Самоорганизация бытия.

 

Формы бытия:

1. Природы – Вещей и процессов – естественное бытие, иногда его разделяют на миры: микромир – на уровне элементарных частиц, макромир – на уровне человека, мегамир.

2. Социального – Человека и общества в целом. Человек существует как человек благодаря уникальной связи природного (человеческого) тела и человеческого духа (сознания).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует. Имеет следующие тенденции: – технологизация                                      –институализация –глобализация –информатизация (виртуализация)

3. Духовного (идеального) делится на субъективное познание, сознание индивида и объективное идеальное.

Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Два основных вида бытия – материальное (объективное) и духовное (идеальное, субъективное).

К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни).

Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста.

Учение о самоорганизации  бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

 

 

  1. Категория «материя», её смысл и содержание. Философское и естественнонаучное представление о материи.

 

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Три основных этапы развития трактовки материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.

1) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений (естественнонаучное представление о материи). Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).

2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) (XX в.) это понятие стали  определять на основе субъектно-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

 

  1. Типы и формы движения материи.

 

Пять форм движения материи:

  1. Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).
  2. Физическая (изменения в микромире).
  3. Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).
  4. Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, связанные с обменом веществ, жизнедеятельностью).
  5. Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с материального производства и заканчивая человеческим мышлением).

Условия движения материи: 
-носитель движения 
-специфика законов, объясняющих это движение 
-нельзя пользоваться полной редукцией (нельзя объяснять одну форму движения другой)

Свойства движения:

  • Объективность (независимость существования от сознания человека);
  • Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи);
  • Несотворимость и неуничтожимость;
  • Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.

 

 

  1. Диалектическая взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.

 

Атрибуты материи: пространство, время, движение. Причем пространство и время – это субъективное формы существования материи, а движение - это способ существования материи.

Главное свойство пространства - протяженность, изотропность, т.е. свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу.

Время – длительность, т.е. скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

Информация о работе Лекции по «Философия»