Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций
Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.
Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Вопросы итогового контроля по дисциплине «Философия»
Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.
Религиозное мировоззрение. Исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.
Философское мировоззрение. Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.
В вопросе о происхождении философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносеогенная (из науки).
Структура философского знания:
Основные философские проблемы:
Функции философии:
Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».
Практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно — такой же характер должна иметь и вся его жизнь. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная задача философствования, его «основной вопрос».
Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).
Бытие – 1)конкретно существующее; 2)указание на то, что нечто есть
Виды бытия: Материальное; Идеальное (бытие знаний идей)
Формы бытия: Бытие вещей; Бытие человека; Духовное бытие; Социальное бытие (общества)
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии большинство.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
История философии знает также дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.
Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого.
Плюралистическую теорию построил английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Формы бытия:
1. Природы – Вещей и процессов – естественное бытие, иногда его разделяют на миры: микромир – на уровне элементарных частиц, макромир – на уровне человека, мегамир.
2. Социального – Человека и
общества в целом. Человек существует
как человек благодаря уникальной связи
природного (человеческого) тела и человеческого
духа (сознания).Эта уникальность связи
в других объектах отсутствует. Имеет
следующие тенденции: – технологизация
3. Духовного (идеального) делится на субъективное познание, сознание индивида и объективное идеальное.
Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.
Два основных вида бытия – материальное (объективное) и духовное (идеальное, субъективное).
К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни).
Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста.
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.
Три основных этапы развития трактовки материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.
1) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений (естественнонаучное представление о материи). Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).
2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.
3) (XX в.) это понятие стали
определять на основе
Пять форм движения материи:
Условия движения материи:
-носитель движения
-специфика законов, объясняющих это движение
-нельзя пользоваться полной редукцией
(нельзя объяснять одну форму движения
другой)
Свойства движения:
Атрибуты материи: пространство, время, движение. Причем пространство и время – это субъективное формы существования материи, а движение - это способ существования материи.
Главное свойство пространства - протяженность, изотропность, т.е. свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу.
Время – длительность, т.е. скорость развертывания процессов, их ритм и темп.