Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа
Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.
1.Мировозрение, его структура и исторические типы.
Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.МЗ включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое.
2. Предмет, структура и функции философии
Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
Функции
1) общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.)
2) методологическая функция (философия
является всеобщим
3) социальная функция (в рамках
философии исследуются
4) нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой).
5) мировоззренческая функция (философия
является теоретическим
.Основными частями структуры теоретической философии выступают:онтология — учение о бытии;гносеология — учение о познании;диалектика — учение о развитии и аксиология (теория ценностей);герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
3.Философия и мировоззрение.
Философия составляет
Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
4. Философия и наука
Философия может быть как источником
науки, так и ядром уже ставшей науки
Специальные науки
служат отдельным конкретным потребностям
общества: технике, экономике, искусству
врачевания, искусству обучения, законодательству
и др. Они изучают свой специфический срез
действительности, свой фрагмент бытия.
Частные науки ограничиваются отдельными
частями мира. Философию же интересует
мир в целом. Она устремлена к целостному
постижению универсума. Философия задумывается
о мировом целом, о всеохватывающем единстве
всего сущего, она ищет ответ на вопрос:
"Что есть сущее?" В этом смысле справедливо определение
философии как науки "о первоначалах
и первопричинах".
Частные науки обращены
к явлениям и процессам реальности, существующим
объективно, независимо ни от человека,
ни от человечества. Их не интересует ценностная
шкала человеческих смыслов, они безоценочны.
Свои выводы наука формулирует в теориях,
законах и формулах, вынося за скобки личностное,
эмоциональное отношение ученого к изучаемым
явлениям и тем социальным последствиям,
к которым может привести то или иное открытие.
5.Научное и не научное знание.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием-эзотеризм. Выделяют следующие формы вненаучного знания: • ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; • донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; • паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; MRNI "лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.
6. Общая характеристика античной философии
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.
Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Наиболее известные древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до н. э. в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции
Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, а следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества.
Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции. Традиционно принято считать, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.
7. Общая характеристика средневековой философии.
Философия была в Средние века просто инструментом религиозной деятельности. Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство Бессмертия души и Оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику.
Средоточием философского мышления, каким в античности была Идея Космоса, становится теперь Идея Бога.
Схоластика (от греч. scholasticos – школьный, ученый) возникает и существует в XI-XIV вв. в тесной связи с преподаванием богословия и семи “свободных искусств”: грамматики и риторики, логики (ее в то время чаще звали “диалектикой”), арифметики и геометрии, музыки и астрономии, – в школах и в первых, только что появившихся университетах Болоньи, Парижа и Оксфорда.
В отличие от первых христианских отцов церкви, схоластики в большинстве своем отдают предпочтение Аристотелю перед Платоном.
Всех средневековых мыслителей, равным образом и отцов церкви и схоластиков, объединяет одна общая сверхпроблема: все они стремятся так или иначе определить Соотношение Разума и веры, Религиозного откровения и философской истины – примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа или, напротив, провести меж ними непереходимую черту.
8. Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта.
Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразилс в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения.
В многомерности и многоплановости идей Возрождения - истоки многих философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.
Эпоха возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.
Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
9. Философия нового времени
Этот период в жизни общества
характеризуется разложением феодализма,
зарождением и развитием капитализма,
что связано с прогрессом в экономике,
технике, ростом производительности труда.
Меняется сознание людей и мировоззрение
в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно
развивается наука, прежде всего, экспериментально-
Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознание. Благодар развитию этих наук принципы научного мышления распространились далеко за пределы отдельных отраслей и собственно философии.
Рене Декарт - ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достовернргознания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание.
Фрэнсис Бэкон - в отличие от Декарта разрабатывал меотд эмпирического, опытного познани природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.
10.
Немецкая классическая
К основоположникам Немецкой классической философии относят таких философов: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
- Своеобразным пониманием
роли философии в истории
- Исследовались не только
человеческая история, но и человеческая
сущность. У Канта человек
- Все представители немецкой
классической философии
Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы